Педагог социальный

Рекомендации по формированию навыков опрятности.

Родителей с детьми, имеющими особенности психофизического развитии, всегда волнуют вопросы, когда и как начинать работу по формированию навыков опрятности. Иногда эта проблема настолько волнует близких, что их нервозность по этому вопросу передается детям.

Малыши сами начинают нервничать и их промашки от этого только учащаются. Задача же родителей не отпугнуть ребенка, ругая его, а помочь научиться пользоваться туалетом и справляться самостоятельно со своими большими и малыми делами.

Когда же можно начинать занятия по формированию умения пользоваться туалетом?

Существует мнение, что ребенок не готов управлять физическими процессами своего организма до тех пор, пока его стул не станет достаточно регулярным и пока он не будет оставаться сухим в течение продолжительных интервалов времени. Обычно сначала регулярным становится стул, а к возрасту приблизительно 18 месяцев (у нормально развивающегося ребенка) нормализуется мочеиспускание. У девочек это происходит несколько раньше, чем у мальчиков.

Пока ребенок еще не осознает, что делает его тело, его заинтересовывают, обращая внимание на происходящие процессы. Например, говорят ребенку: "Посмотри, ты делаешь пи-пи".

Для обозначения "больших и малых дел" ребенка используют соответствующие слова. Он научается их узнавать и произносить. Обычно это слова пи-пи и а-а (но могут быть и другие варианты).

Ребенку показывают горшок. Вначале садят на горшок на несколько секунд, затем время увеличивают до трех минут и более (по необходимости), но не позволяют ему играть, отвлекаться, чтобы в дальнейшем не избегал надоевшей процедуры. Если ребенок освободил кишечник, показывают ему, что он сделал, и награждают. Даже если малыш только посидел на горшке, все равно показывают ему, что взрослый доволен. Ни в коем случае не ругают его за грязные или мокрые штанишки.

Во время занятий у взрослого всегда должно быть хорошее настроение. Каждый знак неудовольствия фиксируется ребенком. Поэтому на каждый успех малыша важно реагировать радостной похвалой. Эффективнее великодушно похвалить ребенка за старания, чем наказать после инцидента. Меняют мокрые штаны в ванной комнате. Это поможет связать гигиену с ванной комнатой.

Иногда, сделав "свои дела", ребенок захочет "помочь" маме вылить содержимое горшка в унитаз. Его стоит хвалить за это. Особое внимание обращается на то, чтобы регулярно, водить малыша в туалет (или садить на горшок) сразу же после подъема, перед едой, перед прогулкой и после нее, перед сном. Если он еще не умеет долго терпеть и с ним случаются иногда "аварии", одевают его так, чтобы при надобности можно было самостоятельно снять свои штаны.

Если ребенок в состоянии потерпеть или направляется к горшку раньше установленного времени, то его уже можно учить спускать и натягивать штанишки самостоятельно. Иногда дети спускают их слишком низко. Если штаны будут спущены до уровня лодыжек, то будет трудно сесть на горшок или унитаз, встать с него. Важно обращать внимание на это.

Как справляться с проблемами личной гигиены в общественных местах, на прогулках?

Существуют специальные детские сидения, которые нравятся детям, удобны, не вызывают у них страха. Такое сидение удобно носить в сумке. Детей постепенно приучают к обычному унитазу. Дома можно поставить в туалете маленькую скамеечку, которая позволит самостоятельно садиться на унитаз и вставать с него. Взрослый еще некоторое время может находиться около малыша, помогая ему удобно сесть, спускает воду, пока ребенок еще не обучен этому.

Не следует спешить учить мальчика делать "малые дела" стоя. Вначале его учат садиться на горшок (или унитаз), правильно пользоваться туалетной бумагой и спускать воду в туалете, а также надевать и спускать штаны. Позже показывают, как необходимо эту процедуру проводить стоя.

После того как ребенок научится мыть части тела, которые ему хорошо видны, можно начинать учить его пользоваться туалетной бумагой. Для начала учат правильно стоять, сохраняя равновесие, и правильно наклоняться, только потом показывают туалетную бумагу, как ее применять мальчику, девочке.

Целесообразно постоянно напоминать малышу, чтобы он проверял, чистая ли бумага после того, как он ею пользовался. Это позволит не забывать о конечном результате, к которому надо стремиться, при необходимости помогая ребенку, чтобы однажды сказать: "Да, ты чистый!"

Спускать воду в туалете обучают тогда, когда ребенок физически сможет это сделать, т.к. не всем под силу одолеть цепи, веревки, кнопки, рычаги унитазов, нередко слишком тугие для маленьких пальчиков или расположенные высоко.

Но для того, чтобы малыш был знаком с этой процедурой и не боялся ее, заранее объясняют, для чего спускают воду.

Советуем:
- Не ограничивайте ребенка вечером в питье. Жажда только усложнит проблему (ребенок будет просить пить ночью, плохо спать сам и не давать спать семье).
- Не сажайте ребенка ночью на горшок прежде, чем он проснется и поймет, что происходит. В противном случае можно спровоцировать мочеиспускание во сне и возникновение страхов.
- Не упрекайте ребенка, если он намочит во сне штанишки или постельное белье. Если малыш будет нервничать, ему труднее научиться правилам опрятности.
- Перед сном ребенок должен обязательно сходить в туалет, а утром его необходимо садить на горшок сразу же после пробуждения.
- Следует убедить ребенка звать ночью взрослого сразу, как только он проснется и захочет в туалет.
- Если ребенок спит без непромокаемых штанишек, можно поставить в его комнате горшок и оставить включенным ночник.

Педагог социальный А.Н.Клочко

свернуть

Практические рекомендации учителям гиперактивного ребенка.

Школьная программа коррекции гиперактивных детей должна опираться на когнитивную коррекцию, чтобы помочь детям справиться с трудностями в обучении:

1. Изменение окружения:
• изучите нейропсихологические особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;
• работу с гиперактивным ребенком стройте индивидуально. Гиперактивный ребенок всегда должен находиться перед глазами учителя, в центре класса, прямо у доски;
• оптимальное место в классе для гиперактивного ребенка — первая парта напротив стола учителя или в среднем ряду;
• измените режим урока с включением физкультминуток;
• разрешайте гиперактивному ребенку через каждые 20 минут вставать и ходить в конце класса;
• предоставьте ребенку возможность быстро обращаться к вам за помощью в случае затруднения;
• направляйте энергию гиперактивных детей в полезное русло: вымыть доску, раздать тетради и т. д.

2. Создание положительной мотивации на успех:
• введите знаковую систему оценивания;
• чаще хвалите ребенка;
• расписание уроков должно быть постоянным;
• избегайте завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ;
• вводите проблемное обучение;
• используйте на уроке элементы игры и соревнования:
• давайте задания в соответствии со способностями ребенка;
• большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя каждое из них;
• создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны и стать экспертом в классе по некоторым областям знаний;
• научите ребенка компенсировать нарушенные функции за счет сохранных;
• игнорируйте негативные поступки и поощряйте позитивные;
• стройте процесс обучения на положительных эмоциях;
• помните, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!

3. Коррекция негативных форм поведения:
• способствуйте элиминации агрессии;
• обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения;
• регулируйте его взаимоотношения с одноклассниками.

4. Регулирование ожиданий:
• объясняйте родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро, как хотелось бы;
• объясняйте родителям и окружающим, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения.

Помните, что прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения. Прикосновение помогает поставить якорь на положительном опыте. Педагог начальной школы в Канаде провел эксперимент с прикосновением в своем классе, который подтверждает сказанное. Учителя сосредоточились на трех детях, которые нарушали дисциплину в классе и не сдавали своих тетрадей с домашними работами. Пять раз в день учитель как бы случайно встречал этих учащихся и поощрительно касался их плеча, говоря в доброжелательнойманере: «Я одобряю тебя». Когда они нарушали правила поведения, учителя игнорировали это, словно не замечая. Во всех случаях на протяжении первых двух недель все уча¬щиеся стали хорошо вести себя и сдавать тетради с домашними работами.

Помните, что гиперактивность — это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказа¬ний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а, скорее, ухудшат его. Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов, к которым относятся психологические и нейропсихологические коррекционные программы.

Помните, что синдром дефицита внимания и гиперактивности — это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте 5— 10 лет.

© Сайт управления специального образования Министерства образования Республики Беларусь

свернуть

Движение и развитие ребёнка.

Пример взрослых, окружающая среда и вся обстановка представляют важные факторы для развития высшей нервной деятельности.
В атмосфере недовольства, волнений, раздоров возникают самые разнообразные формы детских неврозов, а спокойное гармоничное окружение ребёнка есть лучшее средство для формирования твёрдого, законченного характера.

Н.И.Красногорский, учёный, педагог-психолог

развернуть

Двигательные навыки, сформированные у детей до 7 лет, составляют фундамент для дальнейшего совершенствования их в школе и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте. Правильно организованное физическое воспитание способствует умственному развитию детей, так как создают благоприятные условия для нормальной деятельности нервной системы и всех других органов и систем, что помогает лучшему восприятию и запоминанию. У детей развиваются все психические процессы (мышление, воображение, речь и др.), а также мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение и др.), поэтому:
• Учите детей играть в спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис и др.) и выполнять элементы спортивных игр (хоккей, футбол, волейбол и др.);
• Постарайтесь дома, на даче иметь любой спортивный комплекс (качели, стенку, стойки и т.п.), так как это способствует совершенствованию двигательных навыков;
• Формируйте навык правильной осанки в положении сидя, стоя и при ходьбе;
• Прививайте первоначальные навыки личной и общественной гигиены (мытьё рук, забота об одежде, обуви, поддержание в чистоте игрушек и др.);
• Учите детей названиями частей тела, направлениям движений (вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево, кругом и др.);
• Закрепляйте знания о явлениях природы, общественной жизни, повадках животных, птиц, насекомых в процессе занятий физическими упражнениями, так как в игре у детей развивается воображение, уточняются представления (дети воображают себя зайкой, птичкой и т.п.), которое подкрепляются игровыми действиями самих детей и сопровождаются радостным настроением.

свернуть

Особенности развития детей раннего возраста (1-3 года).

Особенности развития детей раннего возраста (1-3 года). посмотреть

 

свернуть

Нетрадиционные способы помощи детям с психофизическими нарушениями в развитии.

Для развития мелкой моторики пальцев рук возможно использование различных форм терапии. Предложим вам для рассмотрения некоторые варианты:
1. Пальчиковый бассейн (емкость, заполненная наполовину либо фасолью, либо гречкой, либо манкой, либо песком). Ребенку предлагается «понырять» руками, поболтать ими, просеять между пальцами содержимое емкости. Борт должен быть не менее 9 см.
2. Криотерапия (раздражение холодом). Емкость, наполненная холодной водой, не более 18˚С. Время пребывания рук – 2 мин., затем пальчиковые упражнения, затем повтор. И так 3-4 раза.
3. Контрастотерапия (чередование холодной и горячей воды). Две емкости: одна с холодной водой, другая - наполненная горячей водой (42-44˚С). Поиграйте с ребенком в игру «Мы спасаем рыбок».
4. «Методика разноцветных прищепок». Защепление сперва большого пальца правой руки, затем большого пальца левой руки. Указательного пальца правой руки, затем левой. Среднего пальца правой руки, затем левой. Продолжительность небольшая, около 20-25 сек. Упражнение повторяется несколько раз. Прищепки должны быть разного цвета, для привлечения интереса детей. Защепление 3-х пальце – это основные пальцы, которые участвуют во всех видах деятельности, особенно важны для развития графических навыков. Их раздражение благоприятно скажется на развитии ребенка.
5. Японский пальцевый массаж. Он включает в себя:
• Стимуляцию грецкими орехами («разминание их в ладонях);
• Стимуляция шариками марблс (мелкие шарики, пластмассовые, деревянные, пластиковые (перебирание их в ладонях, растирание между ладонями));
• Четки (перебирание четок пальцами в руке). 6. Массаж «БАТ» (биологически-активные точки). Подробное описание методики в наличии у учителя класса.

Для коррекции психической сферы могут быть предложены следующие варианты терапий:
1. Хромотерапия (воздействие цветом). Поместить ребенка в такое помещение, где есть для него особенно благоприятный цвет. Предложенные цвета помогут вам узнать, что хорошо, а что негативно сказывается на психике вашего ребенка.
• Синий – снимает спазмы;
• Голубой – оказывает тормозящее воздействие (для подвижных детей);
• Фиолетовый – снижает настроение, угнетает физиологические функции;
• Зеленый – создает хорошее настроение, успокаивает, повышает защитные силы организма, стимулирует зрение;
• Розовый – оказывает тонизирующее воздействие;
• Красный – оказывает активизирующее воздействие (но не стоит долго находится в таком помещении);
• Желтый – создает чувство покоя.
2. Фитотерапия (воздействие с помощью лекарственных растений). Эта наиболее древняя методика, выходит с конца 11 века. Используют настои, отвары, которые стимулируют процесс расслабления. Для повышения работоспособности и улучшения памяти используют:
• Отвар зверобоя и ландыша;
• Настой женьшеня;
• Сок из капусты;
• Втирание масла можжесельника + массаж. Для улучшения остроты зрения:
• Сухие размоченные ягоды черники (30 мин. до завтрака);
• Настой шиповника;
• Ягоды рябины;
• Для восстановления сумеречного зрения используют ягоды облепихи.
При неврозах:
• Сбор вереста, сушеницы, валерианы, пустырника (всех по 40 г заливают 0,5л кипятка. Настаивают (8 часов), процеживают, доливают до 1 литра и выпивается в течение дня в 4-5 приемов.
3. Аромотерапия (лечение запахами):
• Для повышения работоспособности – дольки лимона ставят на стол;
• Лаванда – оказывает успокаивающе воздействие;
• Эвкалипт – возбуждает нервную систему, повышает работоспособность;
• Масло чебреца – оказывает успокаивающее воздействие;
• Мята – снижает головную боль, тошноту;
• Ромашка, мелисса – способствуют улучшению сна;
• Вербена – для гиперактивных (успокаивает);
• Ива – снимает злобу, агрессию.

Прежде чем использовать, важно проверить ребенка на наличие аллергии на данные растения следующей пробой: несколько капель препарата втирают в виски, щитовидную железу. Если через 30 мин аллергической реакции нет – употребление возможно.

4. Музыкотерапия. При слушании музыки замедляется пульс, усиливается сила сердечных сокращений, расширение сосудов, нормализуется артериальное давление, пищеварение, повышается тонус коры головного мозга, повышается внимание. Музыкотерапия включает в себя несколько направлений:
• Музыкопсихотерапия (релаксация);
• Музыкосоматотерапия (используется при астме);
• Активная музыкотерапия: вокалотерапия (пение); кинезотерапия (танцы);
• Инструментальная музыкотерапия (игра на муз. инструментах);
• Интегративная музыкотерапия (влияет на рефлексы);
• Музыкосветотерапия (повышает работоспособность);
• Музыкоизотерапия (рисование в такт музыке).
5. Литотерапия (использование в лечении камней, минералов). Янтарь – положительно воздействует на дыхательные пути Лунный камень – снимает стрессовое состояние Бирюза – уравновешивает эмоции Алмаз – повышает работоспособность Носить камни следует в области шеи и запястья.

Будем рады, если наша информация будет вам полезна. Спасибо за сотрудничество и помощь для достижения благоприятного результата при обучении!

свернуть

Консультация для родителей

Пропаганда здорового образа жизни в семье.

развернуть

Воспитание детей – большая радость и большая ответственность и большой труд. Недостаточно обеспечить материальное благополучие – необходимо, каждый ребёнок рос в условиях душевного комфорта, добропорядочности. Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека стала занимать во всём мире приоритетные позиции.

Рост количества детских заболеваний связан не только социально-экологической обстановкой, но и самим образом жизни семьи ребёнка, во многом зависящим от семейных традиций и характера двигательного режима. При недостаточной двигательной активности ребёнка (гиподинамии) неизбежно происходят ухудшение развития двигательной функции и снижение физической работоспособности ребёнка. Решающая роль по формированию личностного потенциала и пропаганде здорового образа жизни принадлежит семье. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в младенческом возрасте.

К сожалению, в силу недостаточно развитого культурного уровня нашего общества здоровье ещё не стоит на первом месте среди потребностей человека. Поэтому многие родители не могут служить для ребёнка положительным примером здорового образа жизни, так как часто злоупотребляют курением и алкоголем, предпочитают многочасовые просмотры телепередач и видеофильмов закаливанию, занятиям физкультурой, прогулкам на свежем воздухе. Зачастую родители плохо представляют, как же необходимо приобщать ребёнка к здоровому образу жизни. Мы должны не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребёнка, его работоспособности. И важным здесь являются правильно организованный режим дня, который оптимально сочетает периоды бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности и др. Кроме этого, режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определённому ритму. У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Принцип «не навреди» должен быть заложен в основу воспитания и развития ребёнка. Следует помнить, что «раннее обучение» приводит к перегрузкам, отрицательно сказывается на здоровье, провоцирует неврозы и другие нежелательные явления, в результате чего снижается интерес к учёбе.

Большую роль для оздоровления организма человека способствуют закаливание организма. Что такое закаливание? Смысл закаливания состоит в том, чтобы со временем с помощью специальных процедур повысить устойчивость человека к охлаждению за счёт того, что организм при этом всякий раз будет реагировать целесообразными защитными реакциями – увеличением выработки тепла и уменьшением теплоотдачи. При закаливании одновременно происходит и повышение иммунитета за счёт увеличения выработки в организме интерферона и других защитных факторов. Поэтому было бы здорово, если бы закаливание стало общим семейным делом. Что должны сделать взрослые, чтобы каждый день жизнь ребёнка стало началом в укреплении его здоровья? Велика роль примера самих родителей и старших членов семьи. Если взрослые регулярно занимаются физической культурой и спортом, соблюдают режим, правила гигиены и закаливания, то дети, глядя на них, систематически будут делать утреннюю зарядку, заниматься физическими упражнениями и спортивными играми, затем родителям надо хорошо ознакомится с комплексами упражнений, которые дети выполняют в детском учреждении. Тогда мы вместе добьёмся более высоких результатов в физическом развитии наших детей.

Педагог социальный Клочко А.Н.

свернуть

Рекомендации для родителей

Как подготовить ребенка к обследованию на ПМПК в ЦКРОиР.

развернуть

За несколько дней до обследования в непринужденной форме вспомните с ребенком домашний адрес, сведения о родителях (ФИО, где и кем работают), знакомое стихотворение (по возрасту), поговорите о текущем времени года.

Создайте у ребенка позитивный настрой на обследование (не говорите, что пойдете на комиссию, что там будут проверять знания ребенка и т.д.) Настраивайте дошкольника на игровую деятельность, а школьника на общение с психологом.

Не переживайте сами за результаты и процесс обследования. Помните, что Ваша тревога передается ребенку.

В день комиссии ребенок должен быть здоровым. В случае, если ребенок заболел, позвоните в ЦКРОиР и попросите перенести комиссию на другой день.

Поскольку дети часто теряются при большом количестве взрослых, желательно на обследовании присутствие только родителей.

Рассчитайте время так, чтобы прийти на комиссию заблаговременно, не спеша переодеть и подготовить ребенка.

Во время обследования не подсказывайте ребенку, не отвлекайте его замечаниями и репликами. При необходимости помощь ребенку окажет психолог.

При ребенке не произносите фразы «он стесняется», «он не любит учить стихи, рассказывать», «он это не умеет», «он при посторонних людях не отвечает» и т.п.

После обследования обязательно похвалите ребенка, даже если он отвечал хуже, чем Вы ожидали.

свернуть

Буклет «ВИЧ от матери к ребенку»

Буклет «ВИЧ от матери к ребенку» посмотреть

 

свернуть