Учитель-дефектолог

Рекомендации. Если в семье есть заикающийся ребенок

Если в семье есть заикающийся ребенок, предлагаю вашему вниманию рекомендации, на которые необходимо  обратить особое внимание:

  1. Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога. В виду того, что у заикающихся детей и детей группы риска ослаблена нервная система, для них требуются индивидуальный подход, спокойная и доброжелательная обстановка в семье, правильный общий речевой режим.
  2. Необходимо исключить выяснение отношений между взрослыми, ссор при ребенке.
  3. Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, последовательными, постоянными со стороны всех окружающих, как в семье, так и в детском саду, в школе.
  4. Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т.п.
  5. Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха.
  6. Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи, так как это способствует повышению утомляемости ребенка и плохо отражается на его речи. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном.
  7. Необходимо создать щадящий речевой  режим в течение недели, особенно в период обострения.
  8. Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания.
  9. Говорить с таким ребенком надо спокойно, выразительно, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но не по слогам и не нараспев.
  10. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно.
  11. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые связаны с большим физическим напряжением и носят соревновательный элемент.
  12. Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению. 

Активное участие родителей в коррекционном процессе, строгое соблюдение определенных рекомендаций специалистов в домашних условиях позволит достичь большей положительной динамики в нормализации речи ребенка и его общем состоянии.

свернуть

Логопед советует. Дыхательная гимнастика

Качество речи, её громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания. Давайте вспомним, что дыхание – это физиологический процесс, включающий в себя две фазы – вдох и выдох. Послушайте, как дышит ваш ребенок, не затруднено ли у него носовое дыхание, не приходится ли малышу держать рот открытым.

Дыхание можно разделить на два вида – речевое и неречевое. Неречевое дыхание состоит из вдоха и выдоха, примерно равных по продолжительности. Речевое дыхание отличается от неречевого тем, что вдох менее продолжительный, чем выдох. Для того, чтобы  можно было произнести развернутую фразу с правильной интонацией, нужно владеть и развивать речевое дыхание. Так же речевое дыхание важно для постановки отсутствующих звуков. Произнесение большинства звуков требует сильной, направленной воздушной струи, выработка которой проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой.

Отрабатывая правильное речевое дыхание придерживайтесь следующих рекомендаций:

  1. вдох через нос, выдох осуществляется ртом;
  2. губы при выдохе немного открыты («трубочкой»);
  3. выдох должен быть продолжительный и плавный; предметы предлагаемые ребенку для поддувания, должны находиться на уровне рта ребенка;
  4. не поднимать плечи;
  5. не надувать щеки при выдохе;
  6. упражнение на развитие дыхания повторить не более 3-5 раз;
  7. осанка ребенка должна быть правильной (спину держать прямо, не сутулиться, не опускать плечи)
  8. проводить упражнения по формированию правильного речевого дыхания в игровой форме;
  9. помещение предварительно проветрить перед проведением дыхательной гимнастики.

Для тренировки речевого дыхания рекомендую следующие упражнения:

«Узнай овощ, фрукт» (развитие глубокого вдоха)

Взрослый и ребенок рассматривают  и называют овощи или фрукты, лежащие на блюде. Взрослый делает надрез, а ребенок нюхает и запоминает запах овощей, фруктов. Взрослый предлагает ребенку с завязанными глазами,  понюхать и отгадать по запаху предложенный ему овощ, фрукт.

«Шарик надуваем и сдуваем» (развитие физиологического  дыхания)

Ребенок ложится на спину на ковёр, левую руку кладет на живот, а правую на грудь. По команде взрослого ребенок вдыхает – выпячивая живот («шарик надувается»), и выдыхает – втягивая живот («шарик сдувается»).

«Приятный запах» (развитие речевого дыхания)

Ребенок подходят к вазочке с очищенным апельсином, яблоком, грушей, к еловой веточке и т.д., нюхает и на выдохе произносит: «Хорошо», «Вкусно», «Приятный запах».

«Буря в стакане»

Предложите ребенку сделать вдох носом и выдохнуть в трубочку, конец которой находится в стакане, наполовину наполненном водой.

«Футболисты»

Поочередно, взрослый и ребенок, дуют на ватный шарик («футбольный мячик»), стараясь  забить гол  в ворота («карандаши»). Следить, чтобы вдох производился через нос, а  выдох был  плавным и сильным, губы «трубочкой».

 «Снежинка», «Листочек»

Предложите ребенку легким, длительным ротовым выдохом сдуть с ладони (на уровне рта ребенка) снежинку, листочек из бумаги.

«Бабочка», «Птичка», «Осенние листочки»

На уровне рта ребенка подвешены  на ниточках бумажные бабочки, птички, листочки. Предложите ребенку плавно подуть (губы «трубочкой»)

«Кораблики»

Предложите ребёнку подуть на сделанные из бумаги кораблики, плавающие в тазу с водой, - то плавно, то быстрее – и проследить за движением корабликов.

«Подуем с блинчика»

Улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу (сделать «блинчик»), подуть, произнося длительно звук «Ф». Щёки не надувать.

«Фокус»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по середине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

«Пароход гудит»

Предложить ребёнку подуть в пузырёк (как гудит пароход). Улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу, кончик языка касается края горлышка пузырька. Пузырёк касается подбородка. Струя воздуха должна быть сильной и идти по середине языка.

 

Не забудьте, ребёнок не должен делать судорожных, резких вдохов с поднятием плеч и с напряжением. Вдох должен быть спокойным. Кроме того, упражнения на дыхание утомляют ребёнка, поэтому не следует заниматься ими долго, достаточно несколько минут, т.к. длительное дутьё и длительный фиксированный выдох могут вызвать головокружение.

 

Удачи, успехов и удовольствия в совместном досуге с ребёнком!

свернуть

Как заниматься с ребёнком дома

  1. Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях. Выполнять задания, рекомендованные логопедом, нужно регулярно, систематически.Регулярность в выполнении приведет к наилучшим результатам в коррекции и развитии речи.
  2. Занятиям необходимо уделять 10-20 минут в день, все зависит от возраста и возможностей ребенка.
  3. Ребенок должен чувствовать себя комфортно, поэтому желательно наличие рабочего места. Мебель должна быть подобрана по возрасту. Световой режим также нужно соблюдать.
  4. Закрепление материала может осуществляться во время прогулок, поездок.Но некоторые виды заданий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.
  5. Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если ребенок огорчен неудачей. Помощь ребенку должна носить своевременный и разумный характер. 
  6. При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято.В случаях затруднений проконсультируйтесь с  учителем-дефектологом.
  7. Подберите наглядный или игровой материал, который вам потребуется для занятий.
  8. Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий.Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательныСтимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.

Терпения Вам и успехов!

свернуть

Домашняя игротека.

Речевые игры: что такое и как в них играть?

развернуть

Дорогие мамы, папы, бабушки и дедушки и все те, кто хочет сделать общение с ребёнком приятным, интересным и, главное, полезным.

Поиграйте с ребёнком в речевые игры. Представьте, играть со словом детям не менее интересно, чем с понравившейся игрушкой, а игра вместе с ребёнком делает её полезной и желанной.

Что такое речевая игра? Это стихи, с которыми и в которые можно играть. Прежде всего, это те стихи, в которых есть сюжет и действие. Важно, чтобы было, Кого и Что показывать. Если говорить проще, то в стихах должен быть персонаж, с которым будут происходить те или иные события. Особенно нравятся детям стихи, в которых есть хороший юмор. Они легче и быстрее запоминают их в ходе игры.

Где же взять такие стихи? Вы найдёте их на страницах детских журналов, в сборниках детских стихов. Многие русские народные потешки, зарубежный фольклор служат также прекрасным материалом для создания детской речевой игры. Если вы обладаете способностью и умением рифмовать строки, можно попробовать создать и свои собственные стихотворные тексты.

А в чём же польза этих игр? Прежде всего, в совместном полезном общении ребёнка и взрослого, установления доверительных отношений с ним. Кроме того, придумывая вместе с ребёнком движения по содержанию произведения, мы помогаем ему развивать фантазию, воображение, пластику движений, умение чувствовать ритм стихотворения. Знакомя детей с различными стихотворными произведениями, мы прививаем им интерес к художественному слову, желание самому рифмовать слова и строки.

Речевые игры помогают развивать мышление и речь ребёнка, преодолевать различные трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь интонационно богатой и выразительной. Выступая в роли различных персонажей произведений (Баба Яга, Бравый солдат и т.д.), - ребёнок избавляется от таких проблем, как детская стеснительность, неуверенность в себе, боязнь публичного выступления.

Играя и примеряя на себя различные роли, ребёнок самовыражается, у него появляется стойкое желание придумывать и фантазировать, одним словом – играть.

Как играть в речевые игры и с чего начать? Принцип речевой игры прост: о чём говорю, то и показываю.
 Начните с того, что после прочтения детям выбранного стихотворения поговорите о его содержании,
 попросите их самих рассказать, что они поняли;
 разъясните ребёнку непонятные или редко употребляемые слова. Далее на каждую строку вместе с ребёнком придумайте удобный и соответствующий тексту жест. Причем желательно, чтобы один жест как бы вытекал из другого.

Для удобства придумайте этим жестам название, что облегчит занятия в дальнейшем.

Полезные советы. Если в тексте идёт речь о бабушке – текст произносится по-старушечьи; о мышонке – текст произносится тоненько, высоким голоском; о медведе – низким, протяжным голосом. Это вносит оживление и веселье в занятие. Согласитесь, это так приятно обучаться, веселясь, играя с взрослыми!

Игры на кухне Не секрет, что значительную часть времени вы проводите на кухне. Постарайтесь использовать его для общения с ре¬бенком. Например, вы заняты приготовлением ужина, а ваш малыш крутится возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или даже пшено — тем самым малыш окажет вам посильную помощь, а заодно потренирует свои пальчики. Ведь развитие пальчиков тесно связано с развитием речи.

• Не выбрасывайте скорлупу вареных яиц, она послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскро¬шите скорлупу на кусочки, которые ребенок мог бы легко брать пальчиками, раскрасьте ее любыми доступными краси¬телями. Сначала нанесите на картон тонкий слой пластилина, он будет фоном, а затем выкладывайте рисунок или узор из кусочков яичной скорлупы.
• Увлекательными могут быть игры с соленым тестом. По¬делки из него хранятся очень долго, ими даже можно играть. Рецепт приготовления теста прост: два стакана муки, один стакан соли, один стакан воды (ее можно подкрасить), две столовые ложки растительного масла — все смешать, чуть подогреть и получится мягкий комок. Лепите на здоровье!
• Наверное, в каждом доме имеется старая пряжа, нитки, вата, поролон, пух, пуговицы, бисер...

Найдите им достойное применение! Из ваты и ниток, пуговиц и бусинок попробуйте сделать портрет зайчика или вашей кошки Мурки.
• Аппликации из пуха хорошо передают изображение сне¬га, зверей, птиц. Детали могут закрепляться на фоне без клея, нужно лишь правильно выбрать фон. Им может служить любой материал, имеющий шероховатую поверхность: бархатная или наждачная бумага.
• Предложите ребенку сделать панно из пуговиц. Если малышу трудно их пришивать, то их можно укрепить на тон¬ком слое пластилина (как яичную скорлупу).
• Помешивая ложкой в стакане, закрывая крышкой кастрюлю, предложите отвернувшемуся ребенку отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки.
• Вместе с ребенком попробуйте приготовить ужин (в названии блюд должен быть звук [с]): салат, сырники, морс, суп. Не путайте твердые и мягкие согласные звуки! И если ребенок скажет «селедка» (вместо твёрдого звука [с] мягкий [сь]), то похвалите его, но интонацией дайте почувствовать разницу между звучанием твердого и мягкого звука. По этому же принципу придумайте меню с названием блюд, где встречаются другие звуки.
• Предложите ребенку убрать или помыть посуду, в названии которой есть звук [ч] — чашки, чайник, а затем со звуком [л] — ложки, вилки, салатник и т.д.
• Покажите ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук [р]. Если ребенок затрудняется ответить, предложите наводящие вопросы: Кар-р-р-тофель или капусту? Ар-р-р-буз или дыню? Пер-р-р-сики или бананы? Лук или огур-р-р-цы? Помидор-р-ры или баклажаны?

Буквы из всего Пальчики и глаза могут знакомиться с буквами и словами дома, во дворе, во время прогулки в парке. Дома: пусть ребенок попробует выложить знакомые буквы из мозаики, счетных палочек, обрезков бумаги и материала, коробочек из-под «киндер-сюрпризов», горошин, пуговиц.

Во дворе:
— рисуйте буквы палочкой на песке и на снегу;
— придумайте вместе с ребенком загадки про буквы (маленькая, кругленькая, любит «охать»), пусть малыш рисует от¬гадки на песке;
— выкладывайте буквы из сухих веточек и листьев и т.п.

Во время прогулки в парке:
— ищите «буквы» среди деревьев, кустарников и листьев: вот хвоинка — это [л], а если ее вот так соединить — получится [о];
— узнавайте «буквы» в ягодах и грибах («Подосиновик похож на [т], а эта черничка — на [о]»).

Наверняка, у каждого из вас есть свои «семейные игры», в которые вы играете с детьми дома, на отдыхе, по дороге в детский сад. Поделитесь ими друг с другом.

Читайте, придумывайте и играйте вместе!

Учитель-дефектолог Яхновец М.И.

свернуть

Почему ребёнок плохо говорит? Что делать?

Давайте, прежде всего, остановимся на причинах, вызывающих тяжелые нарушения речи у детей. В зависимости от времени воздействия неблагоприятных факторов выделяют: - внутриутробную патологию(заболевание матери во время беременности, инфекции, интоксикации, токсикозы, несовместимость матери и плода по резус-фактору, стрессы и др.); - повреждения плода при родах (затяжные или стремительные роды, преждевременное отхождение вод, обвитие пуповиной, различные акушерские манипуляции, повлекшие за собой нарушения нервной системы плода, родовые травмы и т.д.); - воздействие различных вредных факторов после рождения (инфекционные и тяжелые соматические заболевания, черепно-мозговые травмы).

Дорогие родители, бабушки и дедушки, вам необходимо знать, что дети, подвергшиеся влиянию данных неблагоприятных факторов, составляют группу риска по возникновению речевых расстройств. Это не значит, что у данных детей обязательно будут тяжёлые нарушения речи, но их родителям надо уделить особое внимание развитию речевой сферы у ребёнка.

Родителей должно встревожить, если:
- ребёнок не говорит совсем (в 2 года);
- его речь понятна только родителям;
- не хочет говорить;
- в речи появились запинки;
- ребёнок не выговаривает звуки, переставляет слоги (в четыре года).

УЧТИТЕ! Если ребёнок не говорит в три года, то это сигнал о тяжелом речевом нарушении.

Не ждите чуда и не надейтесь, что вдруг заговорит сам. Ему нужна срочно консультация логопеда. Логопед точно установит диагноз и даст необходимые рекомендации родителям. Чем раньше будет оказана помощь, тем эффективнее будет результат. Залог успеха – совместные действия психоневролога, логопеда и родителей.

В нашем центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Вы каждый четверг с 900 до 1300 можете обратиться со своим ребёнком для проведения обследования психолого-медико-педагогической комиссией с целью постановки речевого диагноза и определения вида помощи. А в понедельник с 10.00 до13.00 можете получить непосредственно консультацию у учителей-дефектологов.

Предварительная запись по телефону (801655) 2-04-80.

Учитель-дефектолог Савошинская Т.Н.

свернуть

Профилактика заикания у детей. Памятка для родителей.

  1. Необходимо создать для ребенка определенный и твердый режим (своевременные занятия, отдых, полноценное питание) и строго следовать ему.
  2. Необходимо создать доброжелательные взаимоотношения в семье, уравновешенную, спокойную атмосферу, ровное и ласковое отношение к ребенку окружающих. Ребенок не должен быть свидетелем ссор и скандалов в доме, а также подвергаться крику и физическим наказаниям со стороны родителей. Наказание должно воспитывать, а не устрашать. Гораздо убедительнее и эффективнее действует на ребенка разъяснение его вины или наказание в спокойной форме.
  3. Необходимо стремиться воспитывать у ребенка увлеченность, длительную заинтересованность какой-либо игрой или делом, а также уметь в случае необходимости безболезненно переключить его на другой вид деятельности. Нужно заблаговременно предупредить ребенка о необходимости заканчивать одно занятие и начинать другое. Полезно, чтобы ребенок сопровождал свои действия речью.
  4. Необходимо обращать внимание ребенка на окружающие его предметы и явления, объяснять их назначение и сущность.
  5. Необходимо предостерегать детей от перегрузок многообразием сказок, рассказов, стихов. Нельзя перегружать речь ребенка труднопроизносимыми словами в период формирования речи, предлагать заучивать слишком много стихотворений, сложных по содержанию и форме. Рассказывая, читая или показывая что-либо ребенку, не нужно стремиться к быстрому переключению его на новый материал. Значительно больше пользы принесет ребенку углубленная работа с одним материалом, который можно осмыслить, ознакомиться с новыми понятиями и словами, пересказать по вопросам и целиком, сопоставить со знакомыми представлениями, сделать выводы и пр., а спустя некоторое время попросить ребенка пересказать то, что он слышал ранее.
  6. Необходимо оберегать ребенка от психических и физических травм, сильных эмоциональных воздействий (как положительных, так и отрицательных). Нужно заранее знакомиться с содержанием спектакля или фильма, помня о возрастных возможностях ребенка, о его впечатлительности, о ранимости его нервной системы.
  7. Необходимо, чтобы речь окружающих была спокойной, неторопливой, плавной, правильной и отчетливой. Правильная речь взрослых вызовет такую же правильную, неторопливую речь и у ребенка. Проводя ежедневную спокойную беседу с ребенком о прочитанных стихах, сказках, событиях за день и т.п. необходимо помнить, что Ваша речь служит образцом правильной речи и ребенок подражает этим образцам.
  8. Необходимо ограничивать контакты ребенка с заикающимися взрослыми или ровесниками. Делать это необходимо в корректной форме.

Учитель-дефектолог Богатко Н.А.

свернуть