Методические материалы

Толерантность как ценностная основа инклюзивного образования

Организация образовательного процесса в группах интегрированного обучения и воспитания (2023)

Формирование инклюзивной культуры общества как индикатор готовности к инклюзивному образованию

Инклюзивное образование: нормативное правовое и научно-методическое обеспечение управления инклюзивными процессами в учреждении образования

Инклюзивное образование: нормативное правовое и научно-методическое обеспечение управления инклюзивными процессами в учреждении образования

Использование дидактических игр и практических действий при формировании навыков самообслуживания

Рекомендации по выявлению признаков насилия 1

Рекомендации по выявлению признаков насилия 2

Рекомендации по выявлению признаков насилия 3

Рекомендации по выявлению признаков насилия 4

Рекомендации по выявлению признаков насилия 5

Законодательная база Республики Беларусь, регулирующая вопросы домашнего насилия.

Насилие и его последствия для детей

Сексуальное насилие над детьми

Алгоритм информирования о наличии признаков насилия

Алгоритм информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних
развернуть

Методические рекомендации по организации и содержанию работы в пунктах коррекционно-педагогической помощи

Методические рекомендации по организации интегрированного обучения

Годовой план работы УО "Столинский ГРЦКРОиР" на 2021/2022 учебный год

Информационная поддержка семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна

Роль педагога социального в ГППС

Права и обязанности участников интегрированного обучения и воспитания

Права и обязанности участников интегрированного

обучения и воспитания.

 

 Дети с особенностями психофизического развития обязаны:

  • соблюдать устав и правила внутреннего распорядка учреждения образования;
  • выполнять требования учебных планов и учебных программ;
  • выполнять иные обязанности, определенные законодательством и уставом учреждения образования.

 

Законные представители детей с особенностями психофизического развития имеют право:

  • участвовать в разработке и реализации индивидуальных образовательных и коррекционных программ, присутствовать на учебных и коррекционных занятиях;
  • получать консультативную помощь и посещать организуемые учреждением образования уроки (занятия) в целях приобретения специальных знаний по вопросам обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития;
  • получать полную и достоверную информацию о результатах проведения образовательного процесса.

 

Законные представители ребенка с особенностями психофизического развития создают необходимые условия в семье для его развития, обучения и воспитания, получения образования в соответствии с его познавательными возможностями, укрепления здоровья, социальной адаптации и интеграции ребенка в общество.

Законные представители детей с особенностями психофизического развития обязаны выполнять устав учреждения образования в части, содержащей их права и обязанности.

  

Дети с особенностями психофизического развития имеют право:

  • на получение образования в соответствии со своими познавательными возможностями по месту жительства;
  • на обучение по учебным программам, соответствующим их познавательным возможностям, и коррекционным программам;
  • на создание специальных условий при получении образования с учетом имеющихся особенностей психофизического развития;
  • на защиту своих прав, чести и достоинства в процессе получения образования;
  • на бесплатное пользование учебным оборудованием, учебными изданиями;
  • на бесплатную психолого-педагогическую коррекцию физических и (или) психических нарушений;
  • на создание атмосферы эмоционального комфорта при организации совместной образовательной деятельности.
свернуть

Памятка для педагогов социальных

Памятка для педагогов социальных учреждений образования по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОПФР

 

Цель: реализация права детей с ОПФР на получение образования в соответствии с их познавательными возможностями и способностями.

Задачи:

  • Социальная адаптация и интеграция детей с ОПФР в общество;
  • Повышение роли семьи в воспитании и развитии ребенка с ОПФР;
  • Создание открытой модели взаимодействия «дошкольное учреждение – семья».

Педагог социальный , включенный в команду по организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОПФР, в рамках своих должностных обязанностей:

  • оказывает помощь воспитанникам группы интегрированного (совместного) обучения в организации различных видов совместной социально значимой деятельности, свободного времени;
  • определяет уровень удовлетворенности детей, их родителей или законных представителей организацией образовательного процесса, сложившихся взаимоотношений как в группе, так и в дошкольном учреждении;
  • оказывает помощь учащимся с особенностями психофизического развития в социальной адаптации и интеграции, самоопределении, оздоровлении;
  • соблюдает профессиональную этику, не распространяет сведения, полученные в результате диагностической, консультативной работы, если это может нанести вред ребенку с особенностями психофизического развития.

 

Направления деятельности педагога социального:

 

  1. Изучение социального статуса ребенка и его семьи
  • сбор социальной информации о ребенке, его семье, условиях проживания, стиле воспитания, выявление семей «группы риска»;
  • определение воспитательного потенциала родителей, степени готовности их к сотрудничеству;
  • положение ребенка в семье.

Собранные сведения отражаются в социальном паспорте и в индивидуальной карте психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОПФР (раздел П Индивидуальной карты ППС). Обязательно в социальном паспорте наличие вывода, заключения о категории семьи и о том, в каком виде помощи она нуждается (психологической, просветительской, правовой и др.). Обязательно оформляется акт обследования условий проживания несовершеннолетнего (по необходимости - в нескольких экземплярах).

 

  1. Диагностика семейного микроклимата, взаимоотношений в диаде «родитель-ребенок» (совместно с педагогом-психологом). Необходимость определяется запросом родителей, учителем-дефектологом, воспитателем, администрацией.

 

  1. Работа с семьей.
  • Консультации для    родителей    по     формированию     педагогической компетентности родителей;
  • Встречи-общения педагога социального с родителями с целью взаимного информирования о делах в учреждении образования, группе, классе, организация личных встреч родителей со специалистами;
  • Коррекция семейного воспитания (родительские клубы, тренинги, круглые столы, и др.), оптимизация детско-родительских отношений;
  • Проведение семейных советов с целью координации усилий семьи по поиску ресурсов оказания помощи ребенку;
  • Составление и реализация программ реабилитации семей «группы риска», индивидуальных планов защиты несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении с указанием:
  • кем составлен план, каким образом принят;
  • какие специалисты принимают участие в его реализации;
  • привлечение к составлению плана самих родителей, родственников, несовершеннолетних;
  • конкретность мероприятий плана, наличие сроков и ответственных;
  • отслеживание результатов работы по реализации программы.
  • Разработка и проведение воспитательных мероприятий совместно с родителями с целью повышения престижа семьи.

 

  1. Работа с ребенком.
  • Наблюдение, насколько комфортно ребенок чувствует себя в группе и дома;
  • Участие (проведение) в проведении занятий с детьми по здоровому образу жизни, по безопасности жизнедеятельности, по правовому воспитанию;
  • Проведение мероприятий по защите прав ребенка;
  • Обеспечение уважительного отношения к ребенку, понимание его нужд, поощрение активности и др.

 

  1. Методическая работа.

Участие в семинарах по вопросам особенностей организации работы с ребенком с ОПФР и его семьей, применение особых технологий, методик работы.

 

свернуть

Методические рекомендации учителю-дефектологу интегрированного класса

Шпаргалка для ГППС

Шпаргалка для взрослых или правила работы с аутичными детьми

  1. Принимать ребенка таким, какой он есть.
  2. Исходить из интересов ребенка.
  3. Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка.
  4. Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).
  5. Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.
  6. Чаще присутствовать в группе или классе, где занимается ребенок.
  7. Как можно чаще разговаривать с ребенком.
  8. Обеспечить комфортную обстановку для об­щения и обучения.
  9. Терпеливо объяснять ребенку смысл его де­ятельности, используя четкую наглядную ин­формацию (схемы, карты и т.п.)
  10. Избегать переутомления ребенка.
свернуть

Формы работы с семьями, имеющими детей с нарушениями в развитии

Формы профориентационной работы с родителями

Синдром эмоционального выгорания

Роль руководителя УО в организации работы по выявлению детей с ОПФР

В помощь школьному психологу

Принципы консультационной работы с родителями, имеющими детей с ОПФР.
развернуть

Для психологов. Психологические особенности детей с ЗПР

Консультация педагога-психолога

Проблемное поведение детей с аутистическими нарушениями
развернуть

Памятка по организации работы с детьми с ОПФР

Консультация педагога-психолога для педагогов дошкольной группы

Консультация педагога-психолога для педагогов дошкольной группы, работающих с детьми с аутистическими нарушениями
развернуть