Педагог-психолог

«Другие дети». Синдром Дауна

«Другие дети»

«Другие дети», — так часто называют детей с одной лишней хромосомой в геноме.  Такое отклонение от принятой нормы, как все в этом мире – достаточно условной, получило название — Синдром Дауна.

 

По правде говоря, внимание посторонних людей к особенным детям и так зачастую повышенное, но дальше болезненного сострадания оно обычно не распространяется. А иные граждане, наиболее уверенные в собственной полноценности, бывает, даже возмущаются, мол, зачем выводить таких детей в общество, сидели бы дома. Но мир постепенно меняется, и мы все чаще понимаем, что он создан для всех, толерантное отношение к людям с особенностями развития уже входит в норму.

 

В обществе существует ряд мифов по отношению к детям с синдромом Дауна.

Миф №1. «Эти дети неизлечимо больны, потому что у них болезнь Дауна».  На самом деле синдром Дауна — это не болезнь, а генетическое состояние, обусловленное наличием в клетках лишней хромосомы, вследствие чего ребенок развивается медленнее своих сверстников. Кроме того, у таких детей чаще встречаются проблемы со зрением, слухом, пороки сердца, почти для всех характерна слабость мышц. Но эти болезни встречаются и у людей с полным набором хромосом, их можно и нужно лечить.

 

Миф №2. «Такие дети живут максимум до 16 лет». Это суждение может относиться лишь к отказникам, которые находятся в интернатах. Если человек живет в семье, где грамотно заботятся о его здоровье, он взрослеет и может вести обычный образ жизни — учиться, работать, дружить, влюбляться. За рубежом такие люди работают и официантами, и секретарями, и цветоводами, осваивают даже профессии актеров и музыкантов. Сегодня средняя продолжительность жизни людей с синдромом Дауна составляет 50 лет.

Миф №3. «Дети с синдромом Дауна не способны к обучению. Об этом говорит и само название «down» — от английского слова «вниз». Это неверно. Синдром назван по фамилии английского врача Джона Лэнгдона Дауна, который первым описал его в 1862 году. Причиной возникновения мифа о том, что эти дети необучаемы, стали исследования, которые проводились в специализированных интернатах, где ребенок лишен родительской любви. Живя же в семье, такой «бесперспективный» ребенок в год начинается садиться, в два — ходить, в 2,5 — говорить и есть ложкой, в четыре — помогать маме и папе по дому. Со временем его можно отдавать в детский сад, а затем в школу. Все зависит от того, насколько успешно удалось откорректировать его поведение, развить навыки.

Миф №4. «Ребенок с синдромом Дауна — плод асоциального поведения родителей, со мной этого не может случиться».  По данным мировой статистики, один из 700 новорожденных появляется на свет с упомянутой хромосомной аномалией. Эта генетическая случайность может произойти в любой семье, независимо от национальности родителей, уровня их достатка, качества питания или наличия вредных привычек. Отчасти причиной может быть только возраст родителей.

 

Миф №5. «Люди с синдромом Дауна неадекватны, им присуща  агрессия, они опасны для общества».  То, что окружающие иногда принимают за агрессию, на самом деле является просто непосредственностью характера, которая присуща людям с синдромом. Многим из нас нужно поучиться их основному таланту — искренности. Неслучайно их называют солнечными детьми. Они могут повести себя неадекватно только в тех ситуациях, когда их что-то пугает или они не понимают, что происходит вокруг. Поэтому так важно давать им больше возможностей общаться с окружающим миром и привыкать к нему. Вот здесь-то и нужны наши толерантность и доброжелательность.

 

 Эти люди живут среди нас, их много и все они особенные, «отличающиеся от нормы»! Им противоестественна человеческая жадность, агрессивность, зависть, неудовлетворенность действительностью, подлость и высокомерие… Они — дети, дарящие свет и тепло, и не ждущие ничего взамен! А если отсутствие человеческих пороков делает их «ненормальными», то такая норма им вовсе не нужна! Внешне, на первый взгляд, они непривлекательные и недалекие, в процессе общения с ними проявляют исключительное обаяние, разносторонность интересов, проницательность и чуткость.

 

Хотелось бы, чтобы в нашем обществе люди с синдромом Дауна получили возможность полноценной социальной адаптации — учились, работали, отдыхали и общались с большим количеством «нормальных» людей, которые при общении с ними, возможно, протрезвеют от этой своей «нормальности», и – почему бы и нет – вспомнят о вечных человеческих ценностей, утраченных в суете.

 

 

Мышепуд Н.П., педагог-психолог УО «Столинский ГРЦКРОиР»

свернуть

Что такое аутизм?

Как-то накануне 2 апреля в одном из СМИ наткнулась на такое определение темы этого дня: «День борьбы с аутизмом». Меня такая оговорка поразила, как, впрочем, и всех моих коллег, знающих не по-наслышке, что такое аутизм. Некорректность такой формулировки говорила лишь об одном: люди, взявшиеся рассказать об аутизме, расписались в своей недобросовестности и преподнесли людям своё житейское понимание этого явления как какой-то инфекции. Захотелось осветить эту тему по-своему, и помочь другим кое-что понять об аутизме, таком известном, и остающемся таким непонятным.

 

По данным Всемирной организации здравоохранения, каждый сотый житель планеты имеет расстройство аутистического спектра.

 

Однако, хоть это расстройство не такая редкость среди нас, хорошо ли мы знаем о том, что называется аутизмом? Кто такие эти люди? Стоит ли их бояться? Или жалеть? Или просто понимать? Не являемся ли мы сами в определённой степени аутистами?

 

Аутизм – это пожизненное нарушение развития, которое влияет на коммуникацию и отношения с другими людьми, а также на восприятие и понимание окружающего мира.

 

Как состояние аутизм является спектром. Это значит, что хотя всех людей с аутизмом объединяют трудности в определенных сферах, это расстройство по-разному отражается на каждом отдельном человеке. Некоторые люди с аутизмом могут жить относительно независимой жизнью, в то время как другие могут иметь дополнительные нарушения обучения и нуждаются в пожизненной поддержке со стороны специалистов. Кроме того, люди с аутизмом обычно отличаются гипер- или гипочувствительностью к звукам, прикосновениям, вкусам, запахам, освещению или цвету.

 

Все люди с аутизмом испытывают сложности в трех областях, которые называют «триадой нарушений при аутизме». К этой триаде относятся:

• Трудности с социальной коммуникацией.

 

Для людей с расстройствами аутистического спектра мимика и прочий «язык тела» — это такой же чужой язык, как если бы все вокруг говорили по-древнегречески. Люди с аутизмом испытывают трудности как с вербальным, так и с невербальным языком. Многие из них понимают язык буквально, с их точки зрения – люди всегда говорят ровно то, что имеют в виду. Некоторые люди с аутизмом не могут говорить вообще, или их способность использовать речь для общения очень ограничена. У других людей с аутизмом навыки речи развиты очень хорошо, но у них все равно есть речевые трудности – им трудно понять, как обмениваться репликами при разговоре; они могут повторять то, что только что сказал другой человек

• Трудности с социальным взаимодействием.

 

Людям с аутизмом часто сложно распознать или понять эмоции и чувства других людей, а также сложно выразить свои собственные эмоции и чувства. Из-за этого они могут испытывать дополнительные трудности в социальных ситуациях. Они могут не понимать неписанные социальные правила, которые большинство людей усваивают неосознанно, предпочитать проводить время в одиночестве и не искать общества других людей, казаться «странными» и неуместно себя ведущими.

• трудности с социальным воображением.

 

Людям с аутизмом сложно понимать и интерпретировать мысли, чувства и действия других людей, предсказывать, что произойдет потом, или может произойти потом, участвовать в играх и занятиях, требующих воображения, подготовиться к переменам или планировать будущее, справиться с новыми или незнакомыми ситуациями.

 

Аутизм означает, что человек развивается по-другому и имеет проблемы с коммуникацией и взаимодействием с другими людьми, а также необычные виды поведения, такие как повторяющиеся движения или увлеченность очень узкими интересами. Однако это лишь одно из определений, и это не самое важное из того, что надо знать об аутизме.

 

Итак, что же должен знать об аутизме обычный человек? Существует огромное количество заблуждений, важных фактов, о которых люди даже не подозревают, и несколько истин, которые часто не замечаются, если речь идет об инвалидности. Так что давайте перечислим их.

 

Аутизм разнообразен. Обычно людям нравятся совершенно разные вещи, мы по-разному себя ведем, у нас разные таланты, разные интересы и разные навыки. Соберите группу аутичных людей и посмотрите на них. Вы обнаружите, что эти люди так же сильно отличаются друг от друга, как и все другие.

 

Аутичные люди способны на любовь в той же степени, что и любые другие люди. Любовь к другим людям не зависит от способности бегло говорить, понимать выражение чужих лиц или помнить о том, что когда пытаешься с кем-то подружиться, лучше не рассказывать о диких кошках в течение полутора часов без остановки. Возможно, человек с аутизмом не умеем копировать эмоции других людей, но он способен, на такое же сострадание, что и все остальные. Он просто иначе это выражает.

 

Наличие аутизма не мешает человеку учиться. На самом деле не мешает. И он растет и учится в течение всей жизни, точно так же, как и любой другой человек.

 

Аутичные люди могут быть счастливы и без исцеления. И речь не идет о каком-то второсортном счастье по принципу "лучше что-то, чем ничего". Большинство обычных людей (если они не художники и не дети) никогда не заметят красоту в расположении трещин в асфальте мостовой, или как великолепно играют цвета на разлитом бензине после дождя. Они, вероятно, никогда не узнают, каково это махать кистями рук от счастья, или каково это забыть обо всем из-за ощущения шерсти кошки. В жизни аутистов есть прекрасные аспекты, как, скорее всего, они есть и в жизни у всех. Нет, поймите правильно: это трудная жизнь. Мир не приспособлен для существования аутистов, а аутичные люди и их семьи каждый день сталкиваются с чужими предрассудками. Однако счастье при аутизме - это просто счастье. Не обязательно быть нормальным, чтобы быть счастливым.

 

Аутичные люди хотят быть частью этого мира. Они действительно этого хотят… просто на своих собственных условиях. Они хотят, чтобы их принимали. Хотят учиться в школе. Хотят работать. Хотят, чтоб их слушали и услышали. Люди с аутизмом отличаются от нормы, но именно разнообразие делает этот мир сильнее, а не слабее. Чем больше будет образов мышления, тем больше будет найдено способов решения той или иной проблемы.

 

У человека с аутизмом есть не только аутизм, но ещё и его мечты, надежды, цели, таланты, любовь, доброта, чувство юмора, ум, интересы, личность, желания и люди, которые любят его таким, какой он есть. Нужно только разглядеть. Будьте добры! Пожалуйста, помните о том, что мы все разные.

 

Мышепуд Наталья Павловна, педагог-психолог УО «Столинский ГРЦКРОиР»

 

свернуть

Письмо родителям от ребёнка с особенностями развития

Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю, я просто испытываю вас.

 

Не бойтесь быть твердыми со мной, я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.

 

Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно не только с силой.

 

Не давайте обещаний, которые вы не можете исполнить, это ослабит мою веру в вас.

 

Не делайте для меня и за меня того, что я в состоянии могу сделать сам.

 

Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажите мне все спокойно с глазу на глаз.

 

Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. Мой слух притупляется в это время, и у меня остается мало желания сотрудничать с вами. Поговорим несколько позднее.

 

Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки - смертельный грех.

 

Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться.

 

Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращусь в лжеца.

 

Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир.

 

Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.

 

Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы, тогда я буду искать информацию на стороне.

 

Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.

 

Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без внимания и одобрения. Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом.

 

И, кроме того, я вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне тем же!

 

свернуть

Детская агрессивность.

Кто не может взять лаской, тот не возьмёт и строгостью.

 А.П.Чехов

развернуть

Все из нас знакомы с проявлениями детской агрессивности: ребёнок кричит, ломает игрушки, кусается, дерётся, топает ногами, замахивается на взрослых, визжит и т.д. Многих это тревожит, взрослые начинают волноваться или злиться. А между тем, детская агрессивность – явление абсолютно нормальное и даже необходимое в развитии ребёнка, оно выражается в нарушении правил, установленных взрослыми, сопровождается протестом. Жизнь любого человека, в том числе и маленького, переполнена разочарованиями, которые вызывают протест и ярость. И если не научиться выражать это приемлемым способом, то подавленные агрессивные влечения находят невротический выход, от болезней до явных психических нарушений.

Ребёнок не становится агрессивным неожиданно. Он не может быть пай-мальчиком или пай-девочкой и тут же начинать кричать и драться со сверстниками. Это происходит постепенно. До определённого момента ребёнок выражает свои потребности в более мягкой форме, но взрослые не обращают на это внимания до тех пор, пока не сталкиваются с явными нарушениями поведения, которое воспринимают как агрессивное или асоциальное. Но маленький ребёнок просто не в силах в настоящее время выразить свои чувства другим способом.

Агрессивность может возникнуть:

  • как крайняя мера, когда у ребёнка нет других возможностей для удовлетворения своих потребностей, или как выход переполнявшей его энергии;
  • как «наученное» поведение, когда ребёнок действует агрессивно, соответствуя образцу (родители, герои мультфильма и т.д.);
  • как следствие эгоистичности ребёнка, который привык  к вниманию дома и требует его и в детском коллективе; в ход идут все средства, в т.ч. и агрессия;
  • как форма защиты от чувства тревоги, неуверенности и подавленности;
  • в ответ на эмоциональный голод и эмоциональную неудовлетворённость ребёнка. Если ребёнок заброшен, он вымещает свои чувства тихо, но очень злобно, это может быть обжорство, издевательства над другими, ябедничество, оскорбления руганью.

Необходимо учить своих детей общаться с другими детьми безконфликтно.

Да, мы обязаны устанавливать правила и ограничения и не возмущаться при этом, что дети протестуют против этого и пытаются с ними бороться. Это нормально, если всё происходит в определённых рамках, ведь мы не хотим видеть абсолютно покорного ребёнка.

Гнев может вспыхнуть, когда тебя критикуют, когда от тебя требуют что-то. Это – нормальное проявление. Если ребёнок в гневе, и причиной этому – ваш запрет, то не осуждайте его за это. Оставьте запрет в силе. но при этом посочувствуйте, утеште его, если возможно, предложите какой-нибудь компромисс.

Для взрослых важно понять, что в состоянии злости и раздражения нельзя «разруливать» никакие конфликтные ситуации с детьми.

Различают три вида агрессии:

  • физическая агрессия (нападение);
  • словесная агрессия (вербальная);
  • косвенная агрессия.

Физическая агрессивность проявляется достаточно часто и сразу привлекает к себе внимание взрослых. В случае проявления такой агрессии следует развести детей в разные стороны и начинать разбираться в случившемся только после того, как дети успокоятся. Успокаивая обиженного, следует объяснить, что другой ребёнок не хотел его обидеть, сделать больно. А обидчику установить правило: «Нельзя бить. Если захотел ударить – отойди в сторону». Обязательно нужно хвалить за любую попытку сдержаться, разрешить конфликт мирным путём.

Словесная агрессивность.

Почти все дети рано или поздно начинают использовать в речи бранные слова, оскорбляют, дразнят товарищей или ругаются. Но это ещё не повод для беспокойства.

Дети слышат, что говорят взрослые, которые часто не замечают, как себя ведут. А иногда взрослые и сами учат детей отвечать определённым образом. И в случае, когда эти слова вызывают шок у окружающих, это используется как повод лишний раз позлить их. Ребёнок разочаруется в ругани, если не увидит желаемого результата. Но в то же время им нужен способ как-то выразить свои эмоции. Потому стоит предложить ребёнку слова, которые он мог бы использовать в приступе гнева («ёлки-палки», например).

Косвенная агрессия – это та агрессия, которая окольным путём направлена на другое лицо (сплетни, злые шутки, топанье ногами, битьё кулаками по столу). Механизм косвенной агрессии связан с феноменом «перенесения». (например, после того, как ребёнок не получил конфету, он со злостью отшвыривает игрушку). При этом следует помнить, что ребёнок сам длительно страдает от своего поступка. Взрослым при этом важно оставаться спокойными и не отвечать гневом на гнев. Необходимо выяснить причину такого поведения, учитывая эмоциональный запал:

- то ли ребёнок бьёт куклу, потому что зол на родителей от постоянных запретов, но не в состоянии ответить им;

- то ли причина в зависимости, за которой стоит стремление самоутвердиться (ребёнок завидует, злится на товарища, который сумел построить башню, которая не получается у него самого, и ломает постройку);

- то ли он предпочитает сломать игрушку, чем отдать её кому-то.

В этом случае хорошо применять боксёрскую грушу. Необходимо помнить о ритуале примирения, я также важно осуждать сам конфликт, а не ребёнка. А наказание не должно быть унижающим, причиняющим боль.

Что нужно делать для профилактики детской агрессивности:

  • Сделайте так, чтоб избавить ребёнка от переживаний, стрессов, конфликтов и неуверенности в своих силах в семье.
  • Будьте примером поведения для ребёнка: не допускайте вспышек гнева, не говорите плохо о людях в присутствии ребёнка.
  • Обсуждайте с ребёнком возможные варианты его поведения. Пусть он сам скажет, когда был не прав, почему возникла ссора.
  • Не забывайте лишний раз пожалеть, похвалить, приласкать ребёнка.
  • Ребёнок должен расти с уверенностью, что его любят, что он самый дорогой, что в трудную минуту жизни он может прийти к Вам за помощью и поддержкой.

Предложите ребёнку игры и упражнения на снятие напряжения, эмоциональное расслабление, на расширение поведенческого ритуала:

 

- «Воздушный шарик». – Ты шарик. Вот ты сердишься (надуваем шарик всё больше и больше). Злости всё больше, ты уже весь ею заполнен – вот как этот шарик, такой же надутый. Что сейчас произойдёт? Ещё немного злости – и шарик лопнет (продемонстрировать, как лопнет шарик) А если осторожно выпускать воздух, то он останется целым, не лопнет.

- «Брыкание». – Ребёнок, лёжа на ковре, брыкается, как жеребёнок, как большая лошадка.

- Прыгать как кузнечик, козлёнок, лев, кенгуру, дождевые капельки.

- Посиди, как бабочка на цветке, бабушка в кресле, наседка на гнезде, цветок на клумбе.

- Походи, как медведь в лесу, как хитрая лиса, котёнок, черепаха.

- Поплавай, как золотая рыбка, злая акула, огромный кит, зубастый крокодил.

- Полетай, как снежинки, гуси-лебеди, Баба Яга на метле, маленький воробей.

 

Желаем Вам удачи в Вашем нелёгком родительском труде!

  

Педагог-психолог
Мышепуд Н.П.

 

свернуть