Моторика и речь

Ученые-нейробиологии и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитые отделы головного мозга, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

Конечно, развитие мелкой моторики – не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребенка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, в детском саду, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук.

Хотелось бы подробней остановиться на том, какие  упражнения для развития мелкой моторики  мы используем в своей практике. Эти упражнения будут полезны не только детям с задержкой  развития речи, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.

Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях, и длительность их будет составлять не более 5 минут. Внимание! Все игры и манипуляции с мелкими предметами проводятся только под строгим контролем взрослых!

Упражнения:

  • рисование кисточкой и пальчиками, красками на бумаге, по стеклу, на мольберте мелками 
  • шнуровка, завязывание и развязывание бантиков, застёгивание и расстёгивание пуговиц, молний, липучек
      
  • театр в руке (кукольный, пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней), листание книжечек с толстыми страницами
      
  • массаж и самомассаж кистей и пальцев рук мячиками-ёжиками, прыгунками (можно вертеть их в руках, щёлкать по ним пальцами и «стрелять», состязаясь в меткости), нажимание кнопок, перемещение разнообразных деталей
      

  • игры с грецкими орехами, желудями, шишками (чтобы игры с орехами не были молчаливыми, можно подбирать для них маленькие стишки, потешки, песенки)


  • игры с мозаикой, конструкторами, пазлы, пирамиды, волчки
     

  • отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигурации, игры той же направленности
     

  • работа с пластилином, песком, бумагой, тканью
      

  • игры с прищепками, игры с шарогонами
      

  • игры с крупами (дети очень любят играть руками в сухом пальчиковом бассейне из гречки, гороха, фасоли). Для создания «Сухого бассейна» небольшую глубокую миску нужно заполнить  промытым и просушенным горохом, гречкой или фасолью. Погружаясь, как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения - координированными
     

  • «Волшебный мешочек» с закрытыми глазами, на ощупь, опознать предмет как правой, так и левой рукой;

         закрыв глаза, ощупать предмет одной рукой и найти его среди         других;

     Все эти упражнения не только повышают потенциальный энергетический уровень ребенка, но и обогащают его знание о собственном теле, эмоции, развивают внимание, произвольность, успокаивают.

 

Учитель-дефектолог Волос Г.В.

Педагог-психолог Симончик Т.А.