Советы специалистов

Как общаться со своим малышом

В младенческом возрасте, т.е. в возрасте от рождения до года, значимым, необходимым и ведущим видом деятельности малыша является эмоциональное общение со значимым взрослым (в первую очередь с мамой и близкими людьми). В этот период малыша привлекают взрослые и их отношение к нему. В эмоциональном общении мамы и малыша закладывается основа познавательной активности: способность видеть, слышать, воспринимать мир. Зарождается познавательный интерес, возникает чувство защищённости, уверенности в себе. Если в первые месяцы жизни ребёнок не получает должного тепла и внимания близких, в дальнейшем он становится скованным, пассивным, нерешительным или, напротив, агрессивным. И очень важно с первого дня, еще в роддоме, как можно больше общаться с ребенком. Для счастливого развития ребенка Ваше присутствие так же важно, как здоровое питание и внимательный уход.

 

Принципы конструктивного общения взрослых с детьми.

■   Поддерживайте в семье единство подходов в общении и воспитании при постоянном проявлении любви близких.

■   Принимайте ребёнка таким, какой он есть, со всеми его индивидуальными особенностями.

■   Развивайте эмоциональную сферу ребенка посредством стимуляции ощущений (зрительных, слуховых, тактильных и др.)

■   Побуждайте и поддерживайте стремление ребенка к общению с окружающими, вызывайте положительный эмоциональный отклик на взрослого, игрушки.

■   Общение с малышом необходимо строить на положительном эмоциональном фоне, развивайте ответные позитивные реакции – улыбки, ответный взгляд, голосовые реакции, жесты, мимику.

■   Развивайте положительные отклики на социальные контакты: получение радости от физического взаимодействия (поглаживания, прикосновения), удовлетворения от игры и нежных слов взрослого.

■   Не оставляйте без внимания успехи детей, радуйтесь вместе с ними, выражайте уверенность в их будущих успехах.

■   Обучайте ребенка умению проявлять реакцию на состояние комфорта и дискомфорта.

 

Педагог-психолог Симончик Т.А.

свернуть

Основные правила для родителей на развитие мелкой моторики детей раннего возраста

Основные правила для родителей

при проведении игр и упражнений на развитие мелкой моторики детей раннего возраста:

 

  • Начинайте занятия как можно раньше и придерживайтесь регулярности тренировок;
  • Старайтесь начинать упражнения с массажа кистей и пальцев рук;
  • Упражнения должны соответствовать возрасту ребенка и уровню его физического развития;
  • Начинайте с самых простых упражнений, переход к сложным должен быть постепенным;
  • Способствуйте творческому развитию малыша – поощряйте его желание самостоятельно придумать новые упражнения;
  • Прекращайте упражнения, если малыш устал или капризничает. И не забывайте хвалить его за успехи;
  • Позволяйте ребенку делать самостоятельно все, что он может сделать самостоятельно – от самообслуживания до хозяйственных дел. Даже, если придется ждать и потом убирать за ребенком;
  • Постоянно ищите новые игры и упражнения. Если ребенок уже освоил простые движения, сразу переходите к другим – более сложным.

 

Практические рекомендации для родителей

 

«С пуговками играем – моторику развиваем»

Уважаемые родители!

 Развивать мелкую моторику необходимо всем детям, особенно тем, у кого есть проблемы с речью. Для этого проводятся специальные упражнения и игры. Однако не всегда ребенка можно заинтересовать специальными упражнениями, должно развивать моторику детей нетрадиционными играми и упражнениями. Предлагаю Вам поиграть со своим ребенком с пуговицами.

 В каждом доме есть коробка с пуговицами, необходимыми в "хозяйстве". В ней могут быть пуговицы разные по цвету, размеру, форме, материалу, из которого они изготовлены. Пуговицы вызывают особый интерес у детей. Ребенка привлекает необычность, нетрадиционность материала для игр. Пуговицы разные по форме, фактуре, размеру, цвету не успевают надоедать ребенку.

Игры с пуговицами помогут развить вашему ребенку:

- мелкую моторику и тактильное восприятие;

- сенсорное восприятие (величина, форма, цвет);

- точность, внимание;

- художественный вкус и творческое начало.

 

 

Что же можно предложить ребенку?

- можно проталкивать пуговицы в баночки с прорезями (копилки);

- раскладывать по ячейкам от коробки из-под конфет;

- можно выкладывать картинки из пуговиц: нарисуйте схематично домик, кораблик, солнышко и т. д. и предложите ребенку выложить пуговицами рисунок.

- можно использовать специальные картинки для выкладывания пуговиц, выкладывать разнообразные сюжеты.

- со старшими детьми можно использовать пуговицы для выкладывания букв, закрепить математические понятия: счет, цвет, величину.

- можно предложить старшему ребенку самостоятельно пришить пуговицу.

- для совсем маленьких пуговки можно пришить крепкими нитками к куску материи или к маленькой подушечке, пусть перебирают, работают пальчиками.

Занимаясь с ребенком, используйте творчество. Используя пуговицы, расскажите сказку, можно придумать ее по ходу игры, прочитайте стихотворение. Это еще больше увлечет ребенка.

 

 Примерные игры с пуговицами:

 

«Прикрепи солнышку лучики»

 Вам понадобятся пуговицы желтого цвета. Вырезав из картона желтый круг, скажите ребенку, что это солнышко. У солнышка нет лучиков. Предложите ребенку выложить лучики из пуговиц. Можно использовать четверостишие:

 

Светит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнату.

Мы похлопаем в ладоши –

Очень рады солнышку!

«Соберем букет»

 

Для этой игры можно использовать разноцветные пуговицы. На картоне зеленого цвета нарисуйте контуры цветов. Предложите ребенку выложить контуры разноцветными пуговичками – у вас получиться красивый разноцветный луг:

 

На лугу-лужочке выросли цветочки.

Вот такие, вот такие выросли цветочки!

На лугу-лужочке соберем цветочки.

Вот такие, вот такие соберем цветочки!

 

 

«Капельки дождя»

 Для этой игры подготовьте пуговицы синего цвета. Из синего картона вырезаем тучку. Говорим ребенку, что из тучки капает дождик. Выкладываем пуговицы и приговариваем при этом: кап - кап - кап! Затем предлагаем ребенку самому выложить капельки. Можно использовать стихотворение:

 

По просёлочной дороге

Дождик топал длинноногий.

Барабанил и хлестал: кап, кап, кап!

А потом пошёл он тише,

Потому-что он устал:

Кап, кап, кап... и перестал.

 

«Сажаем огород»

Берем лист картона коричневого цвета – это будет ваш «огород». На картон приклеиваем в ряд белые кружочки (можно другого цвета) – это лунки, в которые нужно посадить «семена». Предлагаете ребенку посадить огород – заполнить лунки семенами-пуговицами. Красные пуговицы – сажаем помидоры, зеленые – огурцы и т.д.

 

Заинька серенький

Сеял огород.

Будет у заиньки

Урожайный год.

Сочная капуста,

Сладкая морковь,

Огурцы на грядке,

Лук и помидор.

 

«Наряжаем елочку»

Из картона зеленого цвета вырезаем контур елки. Объясняем ребенку, что скоро наступит Новый год, и предлагаем к празднику украсить елочку разноцветными шариками. Берете пуговицы разные по цвету, величине и выкладываете по всей поверхности елочки.

 

Елку мы одну не бросим,

Не дадим в лесу скучать –

В гости к нам ее попросим,

Будем елку наряжать!

Много есть у нас игрушек

Разноцветных, самых разных,

Шариков, бантов, хлопушек

Синих, золотых и красных.

 

свернуть

Ранняя комплексная помощь семьям, воспитывающим детей раннего возраста с особенностями развития

Забота и внимание, которое получает малыш в первые три года жизни, имеют решающее значение для его развития и оказывают влияние на всю его дальнейшую жизнь.

 Рождение малыша – это всегда счастье для каждого из родителей. Новая жизнь, новые ощущения и перемены во всем. Может быть, Вы впервые держите ребенка на руках и только-только свыкаетесь с ролью родителей, ответственных за этого, пока беспомощного, человечка. А может, Вы чувствуете себя в этой роли вполне уверенно и комфортно, и проблем воспитания и развития малыша для Вас не существует. В любом случае, наши советы, советы специалистов, работающих с детьми раннего возраста, пригодятся Вам в воспитании детей раннего возраста в дальнейшем. Ведь первые три года жизни являются самыми значимыми в жизни человека. В этот период дети развиваются более интенсивно, чем в любой другой период своей жизни. Это время—основа его будущего здоровья и развития. Именно от 0 до 3-х лет у ребенка формируются такие ключевые качества, как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, общая жизненная активность и многое другое.

 1.Что такое «ранняя комплексная помощь».

 Термин «ранняя комплексная помощь» используется для названия комплексной помощи семьям, воспитывающим малышей раннего возраста (от 0 до 3-х лет) с особенностями психофизического развития, специалистами центра. Цель работы специалистов РКП – раннее выявление, определение проблем и особенностей в развитии ребенка, исправление или ослабление имеющихся нарушений с психолого-педагогическим сопровождением семьи. Эффективной помощь специалистов будет в том случае, когда максимально сокращено временя между определением проблемы, степени ее тяжести и началом целенаправленной работы с ребенком.

2. Направления работы специалистов ранней комплексной помощи. С 2008 года в нашем центре оказывается ранняя комплексная помощь семьям, воспитывающим детей раннего возраста, специалистами: учителем—дефектологом и педагогом—психологом. Главной задачей своей работы специалисты считают налаживание развивающего, конструктивного, эффективного взаимодействия семьи со своим ребенком. Ребенок раннего возраста и его семья (особенно мама) – это единое целое. И от того насколько близкие родные люди понимают, принимают проблему или особенность своего ребенка, на сколько готовы помочь ему, от этого зависит успешность преодоления существующих проблем. Конечно, можно ждать, когда ребенок «перерастет» свои особенности, надеяться на то, что симптомы – это просто его возрастные особенности. А можно пройти комплексное обследование и быть уверенным в том, что ребенок развивается в норме или же вовремя помочь своему ребенку, избежать тяжелых последствий в будущем/

3. Преодолеем проблемы вместе.

Случаи, когда родителям нужно обратиться к специалистам РКП:

  • Если Ваш ребенок не научился тому, что умеют его сверстники.
  • Если Вы сомневаетесь, хорошо ли слышит (видит) Ваш ребенок.
  • Если он не играет с другими детьми.
  • Если возникают сомнения в том, правильно ли развивается.
  • Как общаться с ребенком.
  • Если Ваш малыш плохо или вообще не разговаривает.
  • Если у Вашего ребенка проблемное поведение (например, агрессивное, неуправляемое).

Педиатры выделяют несколько групп детей, у которых могут чаще, чем у их сверстников, возникать те или иные отклонения в развитии.

Дети группы риска:

  •  дети, которых переносили;
  • недоношенные дети;
  • дети, чьи матери переболели инфекционными и вирусными заболеваниями во время беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз и т.д.);
  • дети, у которых мамы страдали токсикозом беременности;
  • дети с врожденными пороками развития;
  • дети, рожденные в асфиксии и перенесшие родовую травму;
  • дети с гемолитической болезнью новорожденного;
  • дети, которых лечили до года препаратами антибиотиками;
  • дети, в чьих семьях высокий риск наследственных заболеваний, связанных с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата;
  • дети, перенесшие детские инфекции с тяжелым течением болезни (грипп, паротит, скарлатина, корь и др.);
  • дети, которым во время родов делали искусственное дыхание или проводили приемы реанимации;
  • дети, получившие при рождении низкие балы по шкале Апгара.

 Каждый ребенок имеет право на развитие. И каждый без исключения ребенок имеет потенциал развития. В первые годы жизни дети могут научиться очень многому. И даже большему, чем кажется взрослым. Специалисты, врачи, педагоги и психологи всего мира пришли к выводу: чем раньше начать правильно и квалифицированно заниматься с ребенком – тем быстрее можно преодолеть проблемы, уменьшить последствия ограничений в его развитии.

 

Педагог-психолог Симончик Т.А.

свернуть

Взаимосвязь мелкой моторики и психических процессов детей раннего возраста

Истоки способностей и дарований детей

находятся на кончиках пальцев

В. А. Сухомлинский

С давних пор было принято с раннего возраста учить ребёнка играть со своими пальчиками. Сначала мама и близкие согревают руки малыша, делают легкий массаж рук, пальцев кисти. Затем он сам осуществляет рефлекторные движения - схватывает и сжимает погремушку, тянется к подвешенным игрушкам, касается игрушки (бубенчики, колокольчики). Подрастая ребенок  участвует в играх со  взрослыми,  мама или бабушка играют с пальчиками малыша, приговаривая при этом пестушки, потешки   «Ладушки», «Сорока-белобока» и т. п. После мытья, ручки малыша вытирают полотен-цем, как бы массируя каждый пальчик по отдельности.   Корни таких действий, игр-упражнений лежат в народной педагогике.  Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще что является мелкой моторикой? Какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики?

    Мелкая моторика – это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки и требуют специального развития. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, психическими процессами: вниманием, памятью и восприятием ребенка, речью ребенка раннего возраста.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, дети как бы «конструируют» из пальцев различные предметы и объекты, изображая зайцев, собак, деревья. Такая необычная игровая деятельность вызывает у детей ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой.  Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последователь-ность движений.   В пальчиковых играх появляется возможность  мобилизовать внимание детей. Малыши учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Совместные  дейст-вия ребенка и взрослого   позволяют развивать умение подражать взрослому, контролировать выполняемые движения, учат вслуши-ваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

Пальчиковые упражнения разнообразны по содержанию, мы разделили их на группы.

  1. Игры-манипуляции

«Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока» - указательным пальцем осуществляют круговые движения.

«Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик - дедушка», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире», «Пальчики пошли гулять» - ребенок поочередно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.

  1. Сюжетные пальчиковые упражнения

«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).

«Распускается цветок» - из сжатого кулака поочередно «появляются» пальцы.

«Грабли» - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой,

«Шкаф» - ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу), Пальцы выставляются вперед, локти к корпусу не прижимаются.

К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья.

  1. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой

Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п; т-д; к-г.

  1. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»)

 «Колечко» - поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.

«Ухо-нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

«Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку).

  1. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).

«Помоем руки под горячей струей воды» - движение, как при мытье рук

«Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.

«Засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.

«Согреем руки» - движения, как при растирании рук.

«Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.

«Гуси щиплют траву» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.

Для более эффективного самомассажа кисти используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.

  1. Театр в руке

 «Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»).

«Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец - какой-либо персонаж.

«Рыбки» - кисти правой и левой рук изображают плавные движения рыб. «Сначала они плавали порознь, а потом решили, что вместе веселее».

«Осьминожки» - правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальца-пальцы, путешествует поморскому дну. Навстречу движется осьминог - левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.

свернуть

О самых маленьких…

о малышах раннего возраста, о детях от рождения до трех лет. Ранняя комплексная помощь.
развернуть

Речь пойдет о малышах раннего возраста, о детях от рождения до трех лет. Что может быть прекрасней и трогательней детей этого возраста. Первая улыбка, первое «агу», первый зуб, первый неуверенный шаг, первое осознанное слово – все это достижения и новообразования раннего возраста. И на первый взгляд, утверждения многих взрослых о том, что если и возникают некоторые трудности, связанные с воспитанием и развитием детей раннего возраста, то они решаемы и не так уж серьезны, главное в этом возрасте хорошо кушать и слушать маму, остальное придет с возрастом и опытом, вполне обоснованы. И замечательно, если малыш растет и развивается в соответствии с возрастными показателями. Однако, как показывает практика работы, и в этом возрасте у детей и их родителей, а значит у всей семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста, могут возникать разные по характеру, степени выраженности трудности и проблемы, которые важно своевременно признать и решать.

Для каждого родителя его ребенок - всегда особенный, отличающийся от других. Но уникальные генетические признаки родителей дарят дочерям и сыновьям не только красивую внешность, темперамент, характер, но некоторые из них наследуют психофизические особенности, с которыми им предстоит расти и жить в дальнейшем. Психофизические особенности могут быть у ребенка с самого рождения, это врожденные серьезные нарушения, например, зрения или слуха, нарушения опорно-двигательного аппарата, хромосомные нарушения, приводящие к болезни Дауна, генетические заболевания. А могут возникнуть, развиться и проявиться позднее, это такие нарушения и особенности, которые связаны с психическим, речевым развитием, поведением, коммуникацией, проявлениями аутистического спектра.

 Каждая семья видит, принимает или не принимает, преодолевает трудности по-своему. Некоторые родители предпочитают опираться на свои силы, замыкаются, отгораживаются, игнорируют обращения к специалистам - педагогам, тем самым теряют время для максимально раннего получения необходимой помощи. Другие, полагают, что их ребенку нужна только медицинская помощь, недооценивают значение педагогической помощи и упускают потенциал раннего возраста как наиболее благоприятного периода для общего психического и физического развития детей. Третьи, вовсе не замечают проблем, считая их недостаточно серьезными и полагая, что ребенок их перерастет, а время обращения за консультацией и помощью к специалистам наступит после трех лет. Позиция таких родителей определяется житейскими мнениями: «Я заговорил поздно, после трех лет, а теперь все в порядке, так и мой ребенок - придет время заговорит» или «Вот пойдет в детский сад, там научится говорить, быть послушным, а воспитатели научат всем необходимым навыкам самообслуживания». Такие позиции в настоящее время являются необоснованными и не приносят пользу ребенку. Многие проблемы не могут исчезнуть сами собой, потому что они намного серьезнее, чем полагают родители, и требуют решения не в условиях обычной группы детского сада и не воспитателем, а предполагают работу и помощь специалистов (учителя-дефектолога, педагога-психолога). Есть примеры, когда родители детей с аутистическими проявлениями или тяжелыми нарушениями речи начинают замечать, что у их дочерей и сыновей не все благополучно, только тогда, когда дети приходят в детский сад, а иногда еще позже.

Вывод о том, что некоторым семьям, воспитывающим детей раннего возраста, нужна, а порой и необходима надежная, доступная, компетентная, своевременная, разноплановая информация и помощь специалистов, имеющих теоретические, а главное – практические навыки работы с детьми раннего возраста с особенностями развития напрашивается сам собой. И такую помощь, которая так и называется «ранняя комплексная помощь», при желании, семьи могут получить в учреждении образования «Столинский государственный районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» (ЦКРОиР).

Что такое «Ранняя комплексная помощь» (РКП)

 Ранняя комплексная помощь – это система медицинских, психологических, педагогических мер, включающая: выявление, обследование, коррекцию (исправление) физических и (или) психических нарушений, индивидуализированное обучение, т.е. обучение в соответствии с выявленным нарушением или нарушениями и актуальным уровнем развития ребенка. Проблемы оказания ранней комплексной помощи в настоящий момент занимают приоритетное место в системе специального образования. Ведущая роль в осуществлении такой помощи отводится специалистам ЦКРОиР – учителю-дефектологу и педагогу-психологу. Вопросы оказания ранней комплексной помощи закреплены на законодательном уровне, находят свое отражение в нормативных правовых документах Республики Беларусь. Формирование и развитие системы РКП происходит по всей Беларуси. В каждом городе, районе, области имеются свои региональные особенности, но главным и приоритетным в этом направлении работы являются интересы ребенка и его семьи. Осуществление помощи семьям, воспитывающим детей раннего возраста с особенностями развития, позволяет обратить внимание на тот этап жизни ребенка, который как бы выпадал из образовательного маршрута, а это прежде всего ранний возраст (от рождения до трех лет).

Основные направления работы специалистов ЦКРОиР с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с особенностями психофизического развития.

Первоочередным в работе специалистов ЦКРОиР по оказанию РКП является своевременное, наиболее раннее выявление детей с особенностями психофизического развития. Решение этого вопроса невозможно без взаимодействия представителей двух ведомств – учреждения образования и учреждения здравоохранения, специалистов центра и медицинских работников. Врачи-педиатры, неврологи, медицинские работники амбулаторий первыми определяют нарушения на ранних этапах развития ребенка. Именно медицинские работники с согласия родителей ежеквартально предоставляют сведения о детях, у которых выявлены физические и (или) психические нарушения. Полученная из поликлиники информация анализируется специалистами центра, оказывающими раннюю комплексную помощь. Сведения о семьях и детях уточняются, все семьи приглашаются на консультации в ЦКРОиР. Такие посещения являются продуктивными, т.к. родители имеют возможность непосредственно на месте познакомиться с направлениями работы специалистов РКП, увидеть игровую наполняемость кабинета РКП и оснащенность оборудованием, необходимым для работы с разными категориями нарушений, получить психологическую поддержку (в случаях необходимости). С каждой семьей определяется круг вопросов и проблем, которые волнуют и с которыми сталкивается семья в данное время. Для того чтобы правильно определить проблемы ребенка, наметить виды помощи, направления и задачи коррекционно-педагогической работы проводится комплексная психолого-медико-педагогическая диагностика. Какой будет эта помощь, кем будет оказываться (учителем-дефектологом или педагогом-психологом, или двумя специалистами) решается индивидуально с каждой семьей и зависит от актуального уровня развития ребенка, специфики нарушения. В практике работы семьям, воспитывающим детей с тяжелыми нарушениями развития, оказывается консультативная и коррекционно-педагогическая помощь в условиях семьи, т.е. осуществляется домашнее визитирование. В настоящее время осуществление домашнего визитирования осложняется эпидемической ситуацией. Может сложиться мнение, что родители занимают пассивную позицию стороннего наблюдателя в процессе оказания РКП, но это не так. Они являются главными педагогами для своего ребенка и их неравнодушная позиция, степень сотрудничества и продуктивного взаимодействия со специалистами определяет эффективность преодоления трудностей, возможность развиваться.

 

Педагог-психолог УО «Столинский ГРЦКРОиР», Симончик Т.А.

свернуть

Моторика и речь

подробнее...