Дети с расстройством аутистического спектра

На что обращать внимание и куда обращаться родителям при подозрении на наличие у ребёнка аутизма

В настоящее время аутизм или расстройства аутистического спектра (РАС) определяются не как болезнь, а как нарушение развития. Поскольку РАС – это очень сложное явление, его исследованием занимаются многие ученые, однако на сегодняшний день ни одна теория не признана всеми единственно правильной. Несмотря на многочисленные научные исследования, причины возникновения аутизма пока не выяснены. К сожалению, до сих пор не существует достоверных объективных методов функциональной диагностики, на основе которых может быть поставлен диагноз «аутизм». По-прежнему медицинское заключение основывается на методах наблюдения за особенностями развития и поведения ребенка. Следует помнить, что некоторые проявления РАС отмечаются уже в первые годы жизни ребенка и могут проявляться в следующих сферах:

 - общения, как ребенок общается, его способность делиться интересами, эмоциями, чувствами и т.д. с другими людьми;

- коммуникации, как ребенок разговаривает, пользуется жестами, мимикой, взглядом;

- поведении, как ребенок ведет себя в различных социальных контекстах, изменяет ли свое поведение, ориентируясь на различные социальные ситуации.

Следует отметить, что еще до появления явных симптомов нарушения у ребенка могут быть особенности поведения, указывающие на высокую вероятность РАС. Научные исследования развития детей с аутизмом позволили выделить признаки, указывающие на риск появления этого состояния у детей раннего возраста.

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА СЛЕДУЮЩИЕ ПРИЗНАКИ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА:

  • нет лепета к 12 месяцам, нет слов к 16 месяцам;
  • не использует указательный или другие социальные жесты (например, «пока-пока», «дай» и пр.);
  • не реагирует или редко откликается на свое имя;
  • не начинает/не поддерживает разговор; бессмысленно повторяет слова или длинные фразы, которые не имеют никакого значения в данной ситуации;
  • утерял какие-либо социальные навыки (например, мог обращаться используя простые слова, а потом перестал);
  • постоянно или часто ведет себя так, будто не слышит обращенной речи и создается впечатление, что он глухой или находится в своем мире;
  • не устанавливает или не поддерживает визуальный контакт с окружающими людьми; смотрит «через» собеседника/смотрит слишком пристально;
  • редко улыбается и делится эмоциями с другими людьми или не делает этого вовсе; демонстрирует очень сильные эмоции, которые не связаны с ситуацией и поэтому воспринимаются окружающими неправильно;
  • не проявляет интереса к играм, основанным на взаимодействии с другими людьми (например, прятки); предпочитает играть один, ему недостает социальных навыков, чтобы играть со сверстниками;
  • использует игрушки не по назначению: играет «механически», без фантазии и действий «понарошку»;
  • часто игнорирует опасность, т.е. не испытывает чувства страха при реальной опасности;
  • часто бывает сложно привлечь внимание к игрушкам или использует их необычным способом (ставит в определенной последовательности, вращает и пр.);
  • часто повторяет определенные необычные движения (кружится вокруг своей оси, ходит по определенной траектории и пр.), любит крутить/вращать предметы, совершает необычные телодвижения, включая ходьбу на цыпочках;
  • отмечается сверхчувствительность к звуку или свету, повышенная чувствительность к запахам или вкусам, повышенная или пониженная чувствительность к боли, высокой температуре или холоду;
  • интересуется свойствами предметов, а не их функциональным значением (например, обнюхивая, облизывая или прикасаясь к ним);
  • нуждается в очень сильной стимуляции, чтобы попробовать что-то новое, проявляет сильное сопротивление любым изменениям;
  • отсутствие эмпатии к чувствам других людей, может явно и отчаянно сопротивляться объятиям, поцелуям, не давать брать себя на руки ни родителям, ни другим людям;
  • может не замечать, дома ли родители или ушли куда-то, не обращать внимание на их возвращение;
  • может быть силен в одном навыке и слаб во всем остальном.

 Если вы отметили в поведении вашего ребенка несколько вышеперечисленных признаков, то вам следует обратиться с ребенком к специалистам УО « Столинский государственный районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации», которые  при возможности проведут скрининг развития Вашего ребенка или проинформируют Вас и направят в службы, осуществляющие помощь детям с РАС и их семьям. 

 

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА,

НА КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ 

До 1 года эти дети могут мало отличаться от обычных детей. Внимательные родители, уже через месяц - два после рождения ребенка, по плачу могут понять, что он хочет: кушать, играть или он испытывает дискомфорт: ему мокро, скучно. С детьми с  расстройствами аутистического спектра это невозможно, их плач обычно монотонный и невыразительный. Гуление часто отсутствует, вместо гуления такие дети используют визг или крик. Они не смотрят в глаза, менее активны и любознательны, по сравнению с обычными детьми.

В возрасте 1-2 лет могут появиться первые слова, но ребенок их использует бессмысленно. Общение по-прежнему заменяется монотонным криком. Ребенку больше нравится быть одному. Он не проявляет беспокойство, если остается без мамы или близкого родственника. Дети с  расстройствами аутистического спектра обычно не используют игрушки по назначению, любимой игрой может быть складывание игрушек в одну линию.

В 2-3 года словарный запас отсутствует или очень ограничен, слова могут использоваться без соответствия их значению, то есть, речь может быть неосознанной. Остается склонность к повторяющимся, стереотипным движениям. Родителей ребенок выделяет, но особо к ним не привязан, или, по крайней мере, не демонстрирует привязанность.

В 3-4 года ребенок не стремится играть с другими детьми, о себе обычно говорит во втором или в третьем лице, то есть "ты" или "он"- так, как называют его окружающие. В речи могут присутствовать эхолалии - бессмысленные повторения отдельных слов или целых фраз. Иногда эти фразы вычурные, не соответствующие возрасту.

Несмотря на то, что дети с  расстройствами аутистического спектра, уже в возрасте до года отличаются от обычных детей, диагноз часто ставится только после 2 лет, до этого возраста все симптомы, объясняются странностями поведения.

Не пытайтесь найти ответ на вопрос, почему это случилось именно с Вашим ребенком? Можно ли было этого избежать? Ответа на этот вопрос нет. Существует несколько версий, возникновения данного синдрома, но, ни одна из них полностью не доказана. Считается, что причиной аутизма может быть нарушение развития мозга, хромосомные аномалии или их генные мутации. Аутизмом чаще страдают мальчики. Раньше считалось, что аутизм всегда сочетается со снижением интеллекта, сейчас доказано, что это не так. Среди детей с  расстройствами аутистического спектра, примерно 30% имеют интеллект выше среднего, у некоторых могут быть даже выдающиеся способности в различных областях, но есть среди них и люди с умственной отсталостью.

Иногда кажется, что детям с  расстройствами аутистического спектра никто не нужен, им комфортно в одиночестве. На самом деле, это не так, они нуждаются в обществе, они хотят быть понятыми, но просто не знают, как это сделать. Ваша задача помочь им найти контакт с внешним миром. Как же этого добиться? Разработано много упражнений для коррекции поведения таких детей. Но, для того, чтобы появились результаты, эти упражнения должны выполняться регулярно, они должны стать частью жизни ребенка.

 

Помните, что дети с  расстройствами аутистического спектра, это так называемые «медленные» дети, и не ждите, что изменения быстро появятся, первые результаты могут быть заметны спустя месяцы или даже годы.

 

КРАТКИЙ ПОРТРЕТ РЕБЕНКА С АУТИЗМОМ.

Аутизм – это нарушение психического развития, связанное с нарушением возможности адекватного общения с окружающим миром и людьми.

 

Ребенок с  расстройствами аутистического спектра:

  • Избегает прямого зрительного контакта или словно «смотрит сквозь»;
  • Не умеет общаться с другими людьми, очень быстро устает от прямых попыток других людей пообщаться с ним, предпочитает быть предоставленным самому себе;
  • Выглядит избалованным, непослушным, т.к. чаще всего не выполняет просьб, не реагирует на прямые обращения, ему трудно что-либо запретить, особенно когда дело касается значимых, особых для ребенка интересов;
  • Мало использует речь и жесты для общения, даже в тех случаях, когда ему что-то нужно, он может лишь привести другого человека за руку и подтолкнуть в направлении интересующего его предмета руку взрослого;
  • Не обращает внимания на то, что обычно интересно детям его возраста;
  • Выглядит «необычно» из-за странных и непонятных движений, таких как трясения руками, перебирания пальчиками, раскачивания, или из-за неадекватно ситуации произносимых звуков, слов, фраз;
  • Находит себе необычные занятия, от которых его часто трудно отвлечь, практически невозможно дозваться, например, крутит в руках веревочку, выстраивает предметы в ряд, пролистывает книги и многое другое;
  • Его сложно чему-либо научить, порой даже в русле его игры – он начинает расстраиваться и сердится;
  • Часто взрослому бывает трудно почитать ему детскую книжку – он тут же захлопывает ее и уносит, или закрывает вам рот своей рукой;
  • Слишком чувствителен к происходящему вокруг него – звукам, прикосновениям, запахам, вкусам, видам, что может проявляться в страхах шума бытовых приборов, определенной рекламы по ТВ, или отдельной комнаты (ванны, туалета), отказа от приема некоторых пищевых продуктов и многого другого;
  • Вместе с тем может без проблем находиться в темноте (часто от родителей можно услышать фразу, что «он в темноте чувствует себя как рыба в воде»), т.к. интенсивность окружающих стимулов притупляется, не доставляя дискомфорта ребенку;
  • С трудом принимает перемены – новые маршруты («с ним невозможно договориться на улице, он хочет идти только туда, куда считает нужным сам»), изменения режима дня, новую одежду, еду и др.

 

НУЖЕН ЛИ ДЕТСКИЙ САД АУТИЧНОМУ РЕБЕНКУ?

Часто можно слышать от родителей фразу: «Нам сказали, что нужно срочно отдавать моего ребенка в детский коллектив, чтобы он научился общаться с детьми». Для того, чтобы этот совет стал действительно полезным для развития аутичного ребенка, нужно, чтобы следующие условия каким-то образом сошлись воедино:

 

1.Хотя бы минимальная эмоциональная готовность, которая включает в себя способность ребенка ожидать, в какой-то степени управлять своими эмоциями и адекватно их выражать;

2.Обладать определенным набором коммуникативных навыков, таких как: устанавливать и поддерживать зрительный контакт, уметь здороваться и прощаться, выражать свои желания при помощи речи или жестов, быть способным к участию в организованной совместной игре, уметь ответить на ряд конкретных вопросов о себе;

3.Достаточный уровень адаптации ребенка в условиях семьи (преодолены основные проблемы поведения, сформированы минимальные навыки  самообслуживания, может соблюдать и выдерживать распорядок дня: раздеться/одеться, есть со всеми детьми за столом, принимать участие в совместных занятиях, выходить на прогулку, адекватно вести себя во время тихого часа и др.);

4.Внимательный и терпеливый воспитатель, умеющий в общении с детьми сглаживать «острые углы», ориентирующийся в проблемах ребенка с РАС (может установить эмоциональный контакт с ребенком, знаком с особенностями его поведения и общения, хочет помочь ему преодолеть его проблемы);

5.Активная позиция родителей (семьи).

 

Если все эти условия соблюдены, то постепенно ребенок действительно может включиться в жизнь садовского коллектива: захочет туда ходить, выполнять распорядок дня, и, самое важное, будет получать положительный опыт общения с детьми и другими людьми. Это интеграция – содержательная.

Чаще же всего можно наблюдать следующую картину: ребенок не участвует в общих мероприятиях, не ест за столом со всеми детьми, не ходит в туалет (терпит до прихода домой), на прогулке за ним нужен «глаз да глаз», уложить его спать невозможно. В лучшем случае, на протяжении дня он занят «своими делами»: раскачивается, кружится, собирает в уголке пазлы, «играет» с ниточками, выстраивает детали в ряд и т.д. в худшем – кричит, проявляет агрессию и самоагрессию, негативизм, устраивает истерики. Это интеграция формальная.

Ее негативная сторона заключается еще и в том, что, получив негативный опыт посещения детского учреждения в первый раз, в последующем, даже при соблюдении вышеуказанных условий, достичь содержательной интеграции будет значительно сложнее, в силу последствий психической травмы от первой попытки.

свернуть

Создание структурированной среды для ребенка с РАС

Работа с поощрениями