Информационные материалы

Психолого-педагогическая характеристика детей с ТМН

 Категория детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями весьма неоднородна. Среди них большое место занимают дети с нарушениями в двигательной сфере (последствия детского церебрального паралича и др.), эмоционально-волевой сфере и поведении (аутизм, шизофрения, эпилепсия и др.), с интеллектуальной недостаточностью, тяжелым недоразвитием речи, наблюдается выраженная гидроцефалия, снижение зрения и слуха.

 Уровень психофизического развития детей с тяжелыми множественными нарушениями невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами. Органическое поражение центральной нервной системы чаще всего является причиной сочетанных нарушений и выраженного недоразвития интеллекта, а также сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации. Все эти проявления совокупно препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности ребенка.

 Большинство детей с ТМН имеют ярко выраженные отклонения в фи­зическом развитии. Формирование общих движений отстает от возрастной нормы развития. Они поздно начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить. Недоразвитие двигательной сферы выражается в нарушениях и слабости моторных функций, имеются значительные затруднения при ползании, лазании, переключении движе­ний, смене поз и действий, нарушении координации, точности, темпа и произвольности движе­ний. У многих детей наблюдается неустойчивость, неуклю­жесть походки, темп ходьбы неустойчивый, движения рук и ног не согласованы между собой. Отмечается нарушение равнове­сия, трудности удержания позы, отсутствует контроль над расслаблением и напряжением мышц, перераспределением мышечного тонуса. Могут быть стереотипные движения (раскачивания туловища, прыжки на месте, движения рук). Кроме расстройства координации движений, неумения производить точно направленные движения, у ряда детей имеют место синкинезии, гиперкинезы, параличи и парезы.

У многих детей с ТМН недостаточно развита тонкая моторика. Наблюдается рассогласованность, неловкость движений, трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений рук и пальцев: захват игрушек, предметов, карандаша, манипулирование ими, они с трудом учатся зашнуровывать ботинки, завязывать шнурки, застегивать пуговицы, часто не соизме­ряют усилий при действиях с предметами (либо роняют их, либо сильно сжимают, дергают). Мышечный тонус снижен, часто не выделяется ведущая рука. Дети не в состоянии действовать двумя руками сразу, ча­сто из-за нарушения зрительно-двигательной координации промахиваются при попытке взять предмет, так как неверно оценивают направление, не могут зрительно проследить за движениями своей руки.

Особенности развития познавательной сферы.

 У детей с ТМН замедленно и с большим количеством особен­ностей и недостатков формируются ощущения и воспри­ятия. Незнакомые ощущения или звуки вызывают ориентировочную реакцию, двигательное беспокойство. Недоразвитие сенсорных функций чаще обусловлено не органическим повреждением анализа­торов, а функциональным, связанным с неумением полно­ценно использовать их.

 Восприятие детей этой категории недостаточно развито, отличается глобаль­ностью и поверхностностью. Привычные предметы быта дети воспринимают и различают, как правило, удовлетворитель­но. Однако у них отсутствует стремление рассмотреть, ра­зобраться в деталях, изучить все свойства данной игрушки или какого-либо другого предмета. Недифференцированность восприятия проявляется в неумении различать похожие предметы, в неточном различении сенсорных эталонов.

Грубо нарушено внимание, которое с трудом привлекается, удается привлечение к некоторым ярким и звучащим предметам. Внимание слабоустойчиво, концентрация внимания затруднена, недостаточна и проявляется в повышенной отвлекаемости. Трудности сосредоточения на чем-либо проявляются в том, что внимание на предмете удерживается непродолжительное время. Характерны трудности переключения на другие виды деятельности, происходит «застревание» на выполнении однотипных действий. Внимание отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости. Требуется неоднократная его стимуляция.

У детей с ТМН крайне малый объем памяти. Память кратковременная, неустойчивая, ситуативная. Логическая память не развита. Объем механической памяти низкий. Вместе с тем часто имеет место так называемая частичная память на события, места, числа, а также эмоциональная память.

Ребенок с ТМН имеет конкретное негибкое мышление. Основной чертой, характерной для детей с ТМН, является низкая по­знавательная активность, неспособность к самостоятельно­му понятийному мышлению. Небольшой запас имеющихся понятий носит конкретный бытовой характер. Оперировать отвлеченными понятиями они не могут. Их суждения бед­ны и не самостоятельны, основаны на подражании. Мыслительные процессы отличаются большой инертностью и тугоподвижностью.

Для детей с ТМН характерным является несформированность эмоционально-волевой сферы. Эмоциональные реакции характеризуются однообразием, недифференцированностью, недоста­точно выражены и недостаточно глубоки (диапазон чувств и переживаний не­велик). Преобладающими являются непосредственные пере­живания в конкретных жизненных обстоятельствах. В связи со спецификой эмоциональной сферы, неразвитостью волевых процессов, ребенок не способен произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой деятельности.

Многие из них чувствительны к оценке, которую дают им другие люди: похвала у них вызывает бурное прояв­ление радости, а порицание может стать причиной вспыль­чивых поступков, агрессивных реакций

Общая характеристика деятельности.

 Типичными чертами детей с ТМН является отсутствие побуждений или хао­тическое стремление ко всему, что находится в пределах видимости. Такие дети с трудом переключаются на что-то новое, но охотно подражают другим, любят заниматься хорошо известными действиями. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер. Инструкция не воспринимается или воспринимается частично, не всегда правильно в силу низкой мотивационной потребности в деятельности. Характер действий с предметами: хаотичный, импульсивный, без целена­правленного анализа, сравнения, сопоставления восприни­маемых объектов. Незнакомые явления не вызывают ориентировочной деятельности.

Не используют поисковые способы ориентировки, действуют без учета свойств предмета, не переносят знания и опыт на новые предметы, в новую ситуацию. Доступны кратковременные элементарные перцептивные действия (ощупывание, надавливание, сжимание в руке, рассматривание предметов), зачастую с помощью взрослого. Манипулирует предметами неупорядоченно, не отбрасывая ненужные варианты, не выделяя существенные признаки предмета.

Часто отмечаются неспецифические манипуляции: стучит игрушкой об парту, машет рукой.

 Деятельность детей с ТМН характеризуется повышенной утомляемостью, быстрой истощаемостью, пресыщение наблюдается с начала ее выполнения.

 У многих детей с ТМН грубо нарушена артикуляционная моторика. У детей наблюдаются такие нару­шения, как напряженность всех мышц речевого аппарата, двигательное беспокойство языка, трудность нахождения и удержания заданных положений языка, нарушения переклю­чения движений. Кроме того, есть существенные особенности анатомического строения ор­ганов периферического отдела артикуляционного аппарата: отклонения от нормы в строении зубов, патологическое строение мягкого и твердого нёба, увеличение размеров языка, короткая подъязычная связка. Перечисленные особенности значительно затрудняют раз­витие речи детей с ТМН.

Степень нарушения речи чаще всего соответствует уровню общего психического недоразвития. Дети с ТМН испытывают значи­тельные затруднения в понимании речи, в некоторых случаях улавливая только интонацию и отдельные слова, связанные большей частью с их непосредственными потребностями. Возможны выполнения простых инструкций бытового характера (сопровождаемых жестами или без жестов). Характерно и то, что в знакомой обстановке дети с ТМН лучше воспри­нимают обращенную к ним речь, чем в незнакомой. Понима­ние чужой речи в большей мере ориентировано на важные ключевые слова, чем на понимание отдельных слов. Слова и выражения без подсказки, с помощью жестов или интона­ций, остаются ими не понятыми.

Пассивность детей, крайне сниженная потребность к разговору, слабый интерес к окружающему тормозят про­цесс активизации словарного запаса. Активный словарь представлен криком, голосовыми реакциями, лепетом, звукоподражаниями, отдельными словами.

 Дети с ТМН, как правило, испытывают потребность в уходе и присмотре. Навыки самообслуживания не сформированы или сформированы частично. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полный, постоянный.

 Проблема множественных (сложных) нарушений достаточно трудна. Среди детей, имеющих нарушения в развитии, выделяется группа детей со сложными дефектами. К сложным (комплексным) нарушениям развития относятся такие, которые представлены несколькими первичными нарушениями, каждое из которых будучи взято отдельно определило бы характер и структуру аномального развития.

 

Каждое из имеющихся у ребенка отклонений не существует само по себе, а приводит к целому ряду последствий, что составляет сложную, атипичную картину развития и представляет определенные трудности для диагностики.

Терминологическая неясность возникает из-за различной трактовки понятий «множественные», «комплексные», «сложные», «осложненные», «комбинированные». Часто в сложный дефект включают, наряду с первичными отклонениями, вторичные отклонения, связанные с действиями данного первичного нарушения или когда незначительные нарушения оцениваются как основные структурные элементы, в то время, когда это нарушение следует рассматривать как осложненное. Неверным считается отождествление понятий «дети с осложнённой структурой дефекта» и «дети со сложными (множественными) нарушениями». Например, при нарушениях слуха, первично будет нарушение слухового восприятия, вторичными нарушениями могут быть нарушения в овладении словесной речью, особенности двигательной сферы, эмоционально-волевые нарушения.

Какие нарушения считать множественными (сложными)

Н.Г. Блюмина (1989 г.) делает вывод, что «к сложным дефектам надо относить только такие развития, при которых имеются два или более первичных дефектов, и каждый существует в этом комплексе с характерными для него вторичными расстройствами, что чрезвычайно усложняет общую структуру дефекта и затрудняет его компенсацию. Аномалии развития, входящие в состав сложных дефектов, связаны с повреждениями разных систем; происхождение они могут иметь общее или смешанное, то есть могут быть вызваны патогенными агентами».

Е.М. Мастюкова (1988) дает такое определение сложному дефекту: «Сложный дефект охватывает сочетание двух и более нарушений, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности социальной адаптации ребенка. Каждое нарушение из комплекса нарушений, будучи взятым отдельно, определили бы характер и структуру аномального развития. Каждое из существующих нарушений оказывает многообразное воздействие друг на друга и взаимно усиливается. Вследствие этого отрицательные последствия этих дисфункций качественно и количественно значительно грубее по сравнению с простой суммацией обоих отдельных нарушений».

В статье 265, главы 56 Кодекса Республики Беларусь об образовании содержится следующее определение: «Тяжелые физические и (или) психические нарушения – физические и (или) психические нарушения, выраженные в такой степени, что получение образования в соответствии с образовательными стандартами специального образования является недоступным и возможности обучения ограничиваются получением основ знаний об окружающем мире, приобретением навыков самообслуживания, получением элементарных трудовых навыков».

Два и более физических и (или) психических нарушения являются множественными физическими и (или) психическими нарушениями.

Например: слепоглухота, ДЦП+умственная отсталость, ДЦП+тяжелое нарушение слуха, аутизм+умственная отсталость, умственная отсталость+нарушение слуха+нарушение зрения.

К множественным нарушениям относятся такие, при которых у ребенка одновременно существуют три и более первичных нарушений, причем каждое имеет отрицательные последствия, усугубляющие отклонения в развитии.

Уровень психофизического развития детей с тяжелыми множественными нарушениями невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами. Органическое поражение центральной нервной системы чаще всего является причиной сочетанных нарушений и выраженного недоразвития интеллекта, а также сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации. Все эти проявления совокупно препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности ребенка, как в семье, так и в обществе

свернуть

Роль руководителя по выявлению детей с ОПФР

Документы предоставляемые на ПМПК

На психолого-медико-педагогическую комиссию необходимо предоставить следующие документы:

• медицинскую карточку из поликлиники или подробную выписку из истории развития ребёнка;
• заключение психоневрологического диспансера о наличии у ребёнка психического нарушения;
• психолого-педагогическую характеристику, заверенную руководителем учреждения образования;
• для учащихся школ: письменные работы по русскому языку и математике;
• для детей дошкольного возраста: результаты продуктивных видов деятельности (рисунки, поделки, выполненные детьми).

 

свернуть

ПМПК. Условия. Перечень документов. Направление деятельности

Условия проведения психолого-медико-педагогического обследования

Психолого-медико-педагогическое обследование проводится с согласия и в присутствии законных представителей детей с особенностями психофизического развития.

Законные представители лиц с особенностями психофизического развития имеют право:
• получать полную и достоверную информацию о видах, методах и ходе проведения психолого-медико-психологического обследования ребенка с особенностями психофизического развития и его результатах;
• присутствовать про проведении психолого-медико-педагогического обследования ребенка с особенностями психофизического развития, обсуждать результаты обследования;
• на пересмотр заключения центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

 

Перечень документов, необходимых для проведения обследования

Для проведения психолого-медико-педагогического обследования законным представителем представляются следующие документы:
• подробная выписка из медицинских документов( при первичном обследовании);
• медицинская справка о состоянии здоровья (с указанием наличия или отсутствия психиатрического учета);
• справка организации здравоохранения от специалиста, у которого ребенок состоит на диспансерном учете;
• психолого-педагогическая характеристика, представляемая учреждением (организацией), в котором обучается или воспитывается ребенок;
• результаты продуктивных видов деятельности ребенка дошкольного возраста, письменные работы учащегося (ксерокопия).

 

Основные направления деятельности районной ПМПК

• исследование состояния соматического и нервно-психического здоровья, социальных и семейно-бытовых условий жизни и развития психических и педагогических особенностей ребенка;
• учет и дифференциация детей и подростков с нарушениями развития детей, имеющих тяжелые и (или) множественные физические и (или) психические нарушения для направления их в лечебно-профилактические учреждения системы образования, здравоохранения и социальной защиты;
• консультирование родителей и педагогов по вопросам психического состояния и возможностей обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии;
• участие в разработке предложений по улучшению процесса обучения, воспитания и оказания помощи детям с нарушениями психофизического развития.

 

Документы, выдаваемые на психолого-медико-педагогической комиссии

По результатам психолого-медико-педагогического обследования составляется заключение. В случае несогласия с заключением УО «Столинский государственный районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации», по заявлению законных представителей проводится повторное обследование ребенка с особенностями психофизического развития в ГУО «Брестский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации по адресу: г.Брест, ул. Я.Купалы, 20/1

 

свернуть

Рекомендации родителям по подготовке к прохождению ПМПК

Рекомендации родителям по подготовке к прохождению ПМПК

Во-первых, необходимо уточнить, все ли из вас знают расшифровку аббревиатуры ПМПК?

ПМПК – это психолого-медико-педагогическая комиссия.

Вы, как родители (законные представители) должны четко понимать цель обращения на ПМПК.

Целью деятельности ПМПК является своевременное выявление детей с особенностями психофизического развития (далее-ОПФР) и их индивидуальных потребностей в получении образования.

Обследование детей на ПМПК может проводиться по Вашей инициативе (законных представителей), органов здравоохранения, социальной защиты, учреждений образования. В последнем случае должно быть получено Ваше согласие.

Обследование детей осуществляется только в присутствии родителей (законных представителей), лучше, если это будет мама, поскольку именно она сможет ответить на вопросы специалистов по сбору информации о ходе раннего развития ребёнка, если возникнет такая необходимость, в исключительных случаях – по доверенности.

Предварительная запись на обследование проводится также с согласия родителей. Родители дают согласие на обработку персональных данных.

За несколько дней до обследования в непринужденной форме вспомните с ребенком домашний адрес, сведения о родителях (ФИО, профессия), поговорите о текущем времени года.

Создайте у ребенка позитивный настрой на обследование: настраивайте дошкольника на игровую деятельность со специалистами, а школьника на общение с педагогами.

Перед прохождением обследования на ПМПК и во время него сохраняйте спокойствие. Помните, что Ваша тревога может передаваться ребенку.

Обследование детей дошкольного и школьного возраста проводится в соответствии с возрастными и программными требованиями.

Время обследования каждого ребенка зависит от его индивидуальных (возрастных, психофизических и др.) особенностей, поэтому время обследования на ПМПК может не совпадать со временем предварительной записи. Для того, чтобы помочь ребенку спокойно ожидать обследования, возьмите с собой его любимую игрушку, книжку, предложите ребенку что-нибудь перекусить (сок, фрукт, печенье и т.п.).

Во время обследования не подсказывайте ребенку, не отвлекайте его замечаниями и репликами. При необходимости помощь ребенку окажет специалист, проводящий обследование.

При ребенке не произносите фразы «он (она) стесняется», «он (она) не любит учить стихи, рассказывать», «он (она) это не умеет», «он (она) при посторонних людях не отвечает», «он (она) плохо читает», поскольку Вы даете установку на подобное поведение.

Внимательно выслушайте рекомендации специалистов по результатам обследования ребенка. Задайте вопросы, уточните то, что непонятно. После обследования похвалите ребенка, даже если он отвечал не совсем так, как Вы ожидали.

В дальнейшем все зависит от Вас! Желаем Удачи!

 

свернуть

Для родителей о психолого-медико-педагогической комиссии

Уважаемые родители!

 

Учреждение образования "Столинский государственный районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации" сообщает о проведении психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) следующее:

1. Психолого-медико-педагогическая комиссия осуществляет обследование детей с целью своевременного выявление их индивидуальных потребностей в получении коррекционно-педагогической помощи (трудности интеллектуального развития, речи, нарушения поведения, заикание);

2. психолого-медико-педагогическое обследование проводится с согласия и в присутствии законных представителей ребёнка;

3. для проведения психолого-медико-педагогического обследования законным представителем представляются следующие документы:
• выписка из медицинских документов (анамнез развития);
• медицинская справка о состоянии здоровья (с указанием наличия или отсутствия психиатрического учета);
• педагогическая характеристика, предоставляемая учреждением (организацией), в котором обучается или воспитывается ребенок.

4. В ходе психолого-медико-педагогического обследования устанавливаются структура и степень нарушений у ребенка путем:
• изучения характера протекания психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление, речь) и сущности индивидуально-психологических особенностей ребенка (характерологические особенности, мотивация, темп деятельности, работоспособность);
• выявления вторичных по своей природе нарушений, которые могут быть причиной трудностей в обучении (например, задержка интеллектуального развития влечёт за собой нарушения в развитии речи), определяются их причины;
• определения соответствия (или несоответствие) актуального развития регуляторной сферы, познавательной деятельности и поведения условно нормативному развитию;
• оценки уровня освоения содержания образовательных программ и сформированности основных социальных навыков;
• определения путей компенсации имеющегося нарушения, потенциальных возможностей и перспектив дальнейшего развития ребёнка.

5. По итогам диагностики ребёнка в случае необходимости предлагаются занятия со специалистами (учитель-дефектолог, педагог-психолог, медсестра по массажу), которые проводятся с согласия родителей, бесплатно.

6. Родители имеют право отказаться от предложенной помощи.

 

свернуть